Советы
Забитый катализатор
Александр Кулагин

НАЗНАЧЕНИЕ И ПРИНЦИП РАБОТЫ КАТАЛИЗАТОРА

Прежде чем разобраться в признаках и последствиях такой неисправности автомобиля, как забитый катализатор, необходимо понять назначение и принцип действия этого элемента выхлопной системы автомобиля. В наше время производители автомобилей всеми средствами пытаются снизить потребление топлива, и уменьшить вред, наносимый окружающей среде. Катализатор (каталитический нейтрализатор) - это важная деталь автомобиля, элемент выхлопной системы, который снижает содержание вредных веществ в выхлопных газах. Токсичные вещества, содержащиеся в выхлопных газах, под действием благородных металлов, находящихся в катализаторе расщепляются до экологически допустимых норм. Конструкция катализатора состоит из корпуса и помещенной в корпус основы (бобины), имеющей «сотовую» структуру. «Сотовая» структура позволяет увеличить площадь соприкосновения вредных веществ с поверхностью бобины, на которую нанесен слой платиноиридиевого сплава. Сама бобина может быть керамической либо металлической. В процессе работы происходит сильное нагревание, поэтому во избежание возгорания, между бобиной и корпусом катализатора имеется теплоизоляционный слой. Так как температура, позволяющая эффективно снижать вред от выхлопных газов превышает 360º, срок эффективной службы катализатора ограничивается 100 000 - 120 000 километров пробега автомобиля.

ПРИЧИНЫ НЕИСПРАВНОСТИ И ТИПИЧНЫЕ ПРИЗНАКИ ЗАБИТОГО КАТАЛИЗАТОРА

Как уже было сказано, одной из причин неисправности катализатора может быть большой пробег, что особенно актуально в случае приобретения подержанного автомобиля. Однако это не единственная возможная причина забитого катализатора, использование топлива низкого качества также может привести к неисправности катализатора, так как при отработке бензина сомнительного качества в выхлопе содержатся вещества забивающие соты катализатора. Еще одной, особенно актуальной в российских условиях, причиной неисправности катализатора является состояние дорог, тряска и удары, сопровождающие автомобиль при его эксплуатации увеличивают механическую нагрузку на катализатор. Так или иначе, в большинстве случаев неисправность катализатора вызвана забитостью сот детали, в результате чего выхлопные газы не могут свободно проходить через систему. В таких условиях выхлопные газы увеличивают давление на двигатель с одной стороны и деформируют соты катализатора с другой, все это приводит к нарушению нормальной работы автомобиля. Нарушение нормальной работы автомобиля, вызванное неисправностью катализатора, может проявляться в следующем: - снижение мощности и динамики разгона автомобиля; - дребезжание и гудение корпуса катализатора, вызванное разрушением сот; - посторонние звуки и едкий запах из выхлопной трубы; - слабый поток газов с катализатора, так при нормальной его работе выхлопы должны быть относительно обильными. Кроме того, следует обратить внимание на приборную панель, при истечении срока службы детали, автомобиль сам оповестит об этом владельца сигналом «Check Engine». Однако следует учитывать, что при всей наглядности данного признака, проявляется он тогда, когда катализатор уже перестал нормально функционировать, и автомобиль перешел в аварийный режим езды. Необходимо учитывать, что отсутствие сигнала «Check Engine» не говорит об отсутствии проблем с катализатором, так как мгновенно сигнал загорается в случае физического повреждения детали, обрыва электропроводки, фильтрующего платиноиридиевого покрытия.

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ СЛУЧАЕВ ЗАБИТОГО КАТАЛИЗАТОРА

При отсутствии возможности обратиться к специалисту, перечисленные выше признаки, позволяют владельцу самому определить, забит ли катализатор. Прежде всего, необходим визуальный осмотр катализатора, на предмет механических повреждений корпуса и сот. Катализатор при этом можно снять или, в случае отсутствия такой возможности, осмотреть, предварительно подняв автомобиль. Одновременно следует изучить катализатор на предмет присутствия едкого необычного запаха. Кроме того можно поднести раскрытую ладонь к выхлопной трубе для определения степени давления. При нормальной работе двигателя сопротивление выхлопных газов будет значительным, тогда как при забитом катализаторе значительного сопротивления ощущаться не будет.

ВОЗМОЖНЫЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ С НЕИСПРАВНЫМ КАТАЛИЗАТОРОМ

Первый вопрос, возникающий у владельца после выявления неисправностей в работе катализатора: какие могут быть решения существующей проблемы? Прежде чем ответить на этот вопрос следует определиться со степенью неисправности. В случае если катализатор элементарно забит сажей, проблема может быть устранена простой чисткой. Хуже если возникает оплавление внутренней части катализатора. В этом случае двигатель либо не запускается совсем либо глохнет. Кроме того поломка катализатора может привести к неисправности всей цилиндро-поршневой группы, из-за того что выхлопные газы не имея возможности свободно проходить через катализатор будут возвращаться в цилиндр с различными частичками (керамика, сажа, элементы металла). При возникновении серьезной поломки катализатора, необходима его замена. Существуют следующие варианты замены катализатора: - замена на новый (оригинальный) катализатор; - замена на универсальный катализатор; - установка пламегасителя. Каждый из вариантов имеет свои как положительные, так и отрицательные стороны.