Создателям первых автомобилей невозможно было представить, что их «детищами» когда-нибудь можно будет управлять без физической педали газа и при этом машина будет передвигаться с заданной скоростью и соблюдать дистанцию между ТС.
Именно об адаптивном круиз-контроле или системе АСС, и пойдет речь.
Что такое Adaptive Cruise Control
Основная задача адаптивного круиз-контроля это регулировка разгона и торможения авто, идентификация дистанции до впередиидущего ТС, определение скоростного режима и соблюдение расстояния, установленного водителем.
Современная система АСС складывается из трех составляющих, которые наделены определенным функционалом.
Датчик расстояния распознает промежуток до транспортного средства, которое едет впереди и измеряет его скорость. В этом устройстве задействованы радары и лидары. Первые работают как эхолот, то есть излучается электромагнитный сигнал в определенном радиодиапазоне, который отражается обратно и по времени возврата сигнала вычисляется скорость. Лидары работают по принципу радаров, но в них применяется инфракрасный лазерный луч, а все полученные сведения перерабатываются и поступают в блок управления. Прибор, основанный на радаре более дорогостоящий и надежный, датчики на лидарах могут подвергаться внешним воздействиям, но стоят дешевле.
Блок управления является неким коммуникационным центром, принимающим и обрабатывающим сведения с датчиков расстояния, при этом также учитывается поворотный угол и боковое ускорение. При помощи такой базы можно добавлять или удалять функции системы АСС. Например, можно использоваться только функции торможения и полной остановки, если впереди препятствие.
Исполнительные устройства призваны задействовать электросистемы существующие в автомобиле, в частности программу курсовой устойчивости, АКПП, электромагнитную дроссельную заслонку.
Принцип работы системы АСС
Сегодня созданы системы АСС, работающие в скоростном диапазоне 0-200 км/ч, и поддерживающие функции старта и торможения в плотном транспортном потоке.
Автомобиль может двигаться в ускоренном или замедленном режиме или при неизменной скорости. На свободной трассе скоростной режим задает водитель, а система АСС реагирует на впередиидущий транспорт. Например, если авто впереди притормаживает или переходит на соседнюю полосу, система АСС адаптируется к условиям и замедляет ход авто, до скорости запрограммированной водителем. При этом для высоких скоростей предусмотрено снижение силы двигателя, а для низких скоростей - система торможения.
Предложения рынка
Среди производителей автомобилей можно выделить пять лидеров со своими АСС.
- Adaptive Cruise Control от Audi, Volkswagen, Honda.
- Distronic или Distronic Plus от Mercedes-Benz
- Active Cruise Control от BMW
- Radar Cruise Control от Toyota
- 5. Preview Distance Control от Mitsubishi
Систему АСС сегодня устанавливают как в базовые версии моделей, так и предлагают опционально. При этом важно помнить, что если продавец предлагает дополнительные функции, то не исключено, что они уже есть в программе выбранного устройства.