Советы
История Горьковского автомобильного завода
Дмитрий П.

В 2017 году Горьковскому автомобильному заводу, расположенному в Нижнем Новгороде, исполняется 85 лет и за всю историю производства с конвейера сошли не только знаменитые «Волги» и легендарные «Черные вороны», но и грузовики-многотонники, БТРы, минометы, автомобили повышенной проходимости многое другое.

Начало истории

В создании российского автозавода принял горячее участие американский партнер - компания Ford, они рассчитали план строительства и для первой модели выбрали Ford A и Ford АА. Советские инженеры поработали над ними, и в 1932 году завод был построен и стал выпускать грузовые и легковые авто.

Первые транспортные средства плохо сочетались с некачественными дорогами, было принято решение модернизировать автомобили Горьковского автозавода. Так для автомобилей нового производства разработали новое надежное рулевое управление и усиленный картер сцепления.

Специально был спроектирован кузов ГАЗ-АА с деревянно-картонной кабиной. «Фордовский» 3,2-литровый силовой агрегат способен был развить мощность 40 л.с., но ее не достаточно было для разгона авто до 70 км/ч.

К 1934 году продукция ГАЗ получила первые усовершенствования и «полуторка» обзавелась металлической кабиной, а также родился трехосевой ГАЗ-ААА грузоподъемностью 2 тонны.

Следующий этап

Партнерское сотрудничество с американцами длилось 5 лет и в СССР была направлена прогрессивная модель Ford В с полностью металлическим кузовом и оригинальными техническими решениями.

Советские инженеры установили на модель продольные рессоры, гидравлические амортизаторы и штампованные диски. А за счет увеличения размера крыльев, уменьшилось загрязнение пространства под капотом. Заново был разработан передний тормозной привод.

В результате всех доработок на отечественный рынок того времени вышел ГАЗ-М1, широко известный как «эмка». В последствие на базе ГАЗ-М1 было разработано более 20 модификаций, выпускаемых крупными сериями.

Перед войной инженеры создали полноприводную «эмку» с мощным силовым агрегатом ГАЗ-61, на которую пересела вся штабная элита. Также в довоенные оды с конвейера ГАЗ сошли легковые пикапы, санитарные машины, автобусы ГАЗ-03-30 и самосвал с опускающимся кузовом.

Война и после нее

С самых первых дней войны автозавод в Нижнем Новгороде переквалифицировался и стал выпускать исключительно военную технику. Так был разработан первый советский внедорожник ГАЗ-64, ставший платформой для УАЗ-469. А ГАЗ-67Б использовали как артиллерийский тягач. Наряду с этим с конвейера сошли бронеавтомобили БА-64 и БА-64Б.

Специалисты горьковского автозавода участвовали в разработке танков РККА Т-60 и Т-70, и в результате появилась легкая артиллерийская установка СУ-76.

В послевоенные годы руководство страны отдало распоряжение наладить производство легковушек и в 1946-м появилось инновационное авто ГАЗ-М20 «Победа» с несущим кузовом и понтонной компоновкой.

В тот же период на «пенсию» ушел армейский внедорожник ГАЗ-67Б, а сменил его ГАЗ-69 по прозвищу «козлик».

В 1950-м году по негласному заданию Сталина был разработан ГАЗ-12 «ЗИМ» с мощным 6-цилиндровым мотором на 3,5 литра.

«Волга» и «Чайка»

В 1956 году появилась новая модель - ГАЗ-21 именуемая «Волгой». Автомобиль в кузове седан мог разместить до 6 человек, под его капотом установили 2,5-литровый мотор силой в 70 и 75 «лошадей». За всю историю «Волги» было выпущено более 30 вариаций модели, среди которых были таксомоторные, тропические, грузопассажирские, праворульные и тропические.

Модель «Чайка» появилась тремя годами позже и могла похвастаться 8-цилиндровым мотором силой в 195-215 «лошадей». Кузовной ассортимент был представлен лимузинами, 7-местными седанами и 6-местными фаэтонами.

60-е, 70-е и 80-е

В 60-х годах с конвейера сошли грузовик-двухтонник ГАЗ-66, 6-цилиндровый ГАЗ-52 и 8-цилиндровый ГАЗ-53 грузоподъемностью 3 тонны. Этот период можно считать расцветом горьковского автозавода.

Уже с началом 70-х в производстве завода начался «застой» и среди удачных проектов можно назвать усовершенствованную «Чайку» ГАЗ-14.

В 80-х появилась «большая Волга» ГАЗ-3105, но тираж ее был всего 60 экземпляров, так как экономическая ситуация ухудшилась.

После СССР

После распада Советского Союза ГАЗу пришлось модернизировать производство и наладить выпуск ГАЗ-24 и ГАЗ-3102. Наиболее успешным проектом стали автомобили серии ГАЗель.

После 2000 года автозавод вошел в структуру холдинга «Русские Машины». На базе ГАЗели были разработаны ее модификации «ГАЗель Бизнес» и ГАЗель Next».

Помимо этого на мощностях Горьковского автозавода сегодня собирают иномарки концернов General Motors и Volkswagen.

История ГАЗа доказывает, что из-под их крыла неизменно выходят надежные и универсальные автомобили.