Советы
Выхлопные газы, система выхлопа и рециркуляция отработанных газов
Дмитрий П.

Кислородный датчик, лямбда-зонд, прибор измерения концентрации кислорода и регулятор лямбда это все наименования одного и того же приспособления, которое измеряет концентрацию кислорода в отработанных газах. Структура этого показателя обусловлена наличием воздуха в смеси и горючего, поступающего в силовой агрегат.

Кислородные датчики делятся на электрохимические, которые работают по принципу производства электротока и резистивные, основанные на принципе работы резистора.

Схема выхлопной системы

Система выхлопа авто оказывает влияние на газораспределительный механизм, в частности на производительность коллектора впуска и клапана выпуска.

Система выхлопа состоит из:

- приемной трубы из огнеупорного материала или нержавейки, представляющей собой гнутую трубку с приваренной платформой, которая прикрепляется к турбированному нагнетателю или выпуску коллектора

- резонатора, предназначенного для первичного разделения выхлопных газов и сокращения быстроты выхлопа

- металлического или керамического катализатора, очищающего выхлопные газы

- металлического глушителя, в котором несколько перемычек корректируют направление движения выхлопа с целью понизить звук.

Вредные примеси и экология

Опасные присадки образуются в автомобильном выхлопе при повышенной мощности двигателя, работающего в неэкономном режиме, при этом токсичные частицы несовершенного сгорания попадают в атмосферу. Также топливо полностью не сгорает при запуске холодного силового агрегата, в этом случае в цилиндры попадает много горючего, для которого кислорода недостаточно.

При этом вредные выбросы бензиновых и дизельных моторов отличаются. Во-первых, дизельный мотор производит сажу, во-вторых при некачественном топливе выделяется сернистый ангидрид - ядовитый бесцветный газ с выраженным раздражающим запахом. В автомобилях с дизельным мотором окись азота превышает норму.

Как рециркулируют отработанные газы

В основе рециркуляции отработанных газов лежит клапан EGR, который возвращает их в коллектор, где они перемешиваются с очередной дозой кислорода. За счет чистого воздуха возрастает температура горения, а входящие отработанные газы понижают градус сгорания. В итоге этот процесс приводит к понижению объема кислорода, смешиваемого с азотом, что негативно сказывается на образовании NOx.

Важно знать, что рециркуляция выхлопных газов стимулирует работу силового агрегата, но при этом расход топлива снижается. Также система рециркуляции понижает взрывоопасность бензинового агрегата, а в дизельном смягчает жесткую работу.