Дизельные двигатели представляют собой наибольшую угрозу для окружающей среды и потому создатели автомобильных моторов постоянно работают над модернизацией систем впрыска, которая и определяет полноту сгорания топлива и сводит к минимуму токсичность продуктов горения.
Одним из лидеров в этой отрасли является немецкий консорциоум Robert Bosch GmbH, инженеры которого разработали систему подачи дизельного топлива Common Rail.
Механизм работы системы Common Rail
Система впрыска дизельного топлива Common Rail дает возможность сэкономить расход горючего до 15 %, а силовая характеристика мотора при этом возрастает до 40%.
Особенности системы заложены уже в названии - Common Rail, которое в переводе звучит как «общая магистраль».
Система Common Rail входит в главную часть топливного моторного контура и снабжает цилиндры топливной смесью напрямую под очень высоким давлением.
Основной характерной чертой системы Common Rail является корректировки момента впрыска и давления топлива в обширном диапазоне. То есть период формирования давления, и момент подачи топлива в камеру сгорания разделены во времени.
Особенности работы системы Common Rail
Для оптимальной работы всех составляющих Common Rail разработана автоматическая система, в которую вошли электронный блок и несколько контроллеров, отслеживающих выполнение заданных параметров и сигнализирующие о выполнении поставленных задач. То правильности выполнения заданных параметров будет зависеть и расход дизельного топлива, и экологический уровень отработки и работоспособность самого силового агрегата.
Наряду с этим бесперебойную работу системы Common Rail обеспечивает качественное горючее, которое проходит очистку в контуре низкого давления, который в свою очередь состоит из насоса и фильтроэлемента. Отфильтрованная солярка подается в плунжерный насос, который и создает избыточное давление.
Электрогидравлические или пьезоэлектрические форсунки
Надежность и срок эксплуатации форсунок также определены качеством дизельного топлива. В современном автомобилестроении применяются электрогидравлические или пьезоэлектрические форсунки, в которых приводным инструментом соответственно являются электромагнитный клапан или пьезокристалл.
Электрогидравлические форсунки можно назвать фирменным отличием системы Common Rail, так как их конструкция не представляет сложности, а стоимость приятно доступна.
Если электромагнитный клапан выходит из строя его без проблем можно заменить на новый. Таким образом, устройства Bosch Common Rail подлежат ремонту и не так критичны к качеству горючего.
Пьезоэлектрические форсунки при своем повышенно быстродействии и надежности ремонту не подлежат, в отличие от электромагнитных.
Моторесурс форсунок, определяющий, в том числе, экономичность дизельного мотора и экологичность выхлопных газов, во многом зависит от конструкции и фирмы изготовителя. Специалисты рекомендуют при выборе автомобиля опираться на преимущества и недостатки некоторых образцов. Так первые модели Ford Mondeo III 2.0 TDCi и Jaguar X-Type 2.0 d получили двигатели с системой Common Rail, но форсунки в них были с конкретными недочетами, что отразилось на спросе на эти модели.
Производители автомобилей отреагировали на падения спроса и повысили качество и на надежность впрыскных устройств, а также возможности установки узлов от разных производителей на единую топливную систему. К примеру, турбодизель 1.6 HDi/TDCi при установке на различные двигатели мог иметь в комплекте около четырех разных форсунок.
Специалисты считают, что на сегодняшний день самыми долговечными являются форсунки марки DENSO Corporation, которые можно устанавливать на дизельные двигатели различных модификаций авто брендов Mitsubishi, Mazda и Nissan.
Резюмируя вышесказанное, систему Common Rail можно назвать одной из самых надежных в мировом автомобилестроении, но срок ее эксплуатации будет во многом зависеть от своевременного ТО и соблюдения общих правил использования.