Совместное использования автомобильных платформ – явление известное. Еще в середине прошлого века такой прием позволял выпускать более доступные модели. Так появились всемирно известные немецкие VW Beetle, британские Mini и итальянские Fiat 500. Сегодня это явление стало более глобальным, и на это есть свои причины.
В чем преимущества совместного использования платформ
Сегодня совместное использование модульных платформ развивается по двум направлениям:
- Между родственными брендами – например, Nissan и Infiniti;
- Между брендами внутри одного концерна – например, Volkswagen Group.
Основным преимуществом по-прежнему является снижение затрат при разработке новой модели. Трудно не согласиться, что, имея платформу и общий силовой агрегат, можно сфокусировать свое внимание на дизайне кузова.
Использование многих одинаковых компонентов снижает количество поставщиков, упрощает логистику. Вот и обходится новая модель ненамного дороже, чем машина предыдущего поколения.
Еще одним преимуществом является наличие обратной связи. К примеру, в случае установки на новую модель Toyota Land Cruiser турбо мотора с индексом T24A-FTS, компания уже имеет опыт его эксплуатации на других моделях. Так, этот двигатель уже устанавливается на Lexus NX с 2021 года. И в случае нареканий, или других отзывов, инженеры Toyota успевают избавится от «детских ошибок». А это положительно сказывается на надежности машин. Опять же – экономия на сервисном обслуживании.
Использование унифицированных деталей позволяет быстрее создавать новые модификации. А в случае выхода на новые рынки, легче проходить адаптацию моделей.
Не стоит забывать, что в мире немало стран с левосторонним движением. При необходимости создания машин с правым расположением руля, унификация деталей помогает упростить разработку такой машины.
Некоторые недостатки
При совместном использовании общих платформ возникают и некоторые ограничения. К примеру, при необходимости использования одной платформы на двоих для Toyota Supra и BMW Z4, встал выбор, какой именно двигатель будет использован. И японской компании пришлось отказаться от установки собственного мотора.
Чтобы модернизировать знаменитый двигатель 2JZ под новую платформу, потребовались бы миллионные затраты. Поэтому все конструкторские чертежи отправились на хранение с учетом той экономии, которую предлагала новая платформа.
Другим недостатком стало нахождение схожих машин в разных классах. Так в 2008 году желание разделить одну платформу возникло для моделей:
- Ford Mondeo;
- Jaguar X-Type.
Обе машины имели отличный двигатель V6, идентичную коробку передач. Разница заключалась в различиях кузова и салона по дизайну и качеству материалов отделки. Но при цене Mondeo на уровне 22 тыс. долларов, потенциальный покупатель совсем не хотел переплачивать еще 13 тысяч только за фирменную «обертку» Jaguar. И в итоге модель X-Type потерпела коммерческую неудачу.
Можно вспомнить еще и простую замену логотипа. Так, Lada Largus – этот такая же модель, что выпускали и Renault, и Dacia. Здесь даже не очень старались придать машинам индивидуальность. Но это уже указывает на откровенную бюджетность модели.