Начиная с августа 2020 года, в автосалонах многих
дилеров наблюдается некоторый дефицит новых автомобилей.
И если раньше торговые представители старались не
брать модели базовой комплектации, то сегодня нередка картина,
когда авто представлено в единственном экземпляре. При этом будет
выставлен не самый ходовой цвет, а оценивать определенную
модификацию приходится со слов менеджера.
Влияние рынка. Конец лета и начало осени прошли под знаком «отложенного спроса». Еще после весеннего спада успел сформироваться такой спрос на новые автомобили, который дилеры не успели удовлетворить по ряду причин:
- полупустые склады на выходе из завода;
- увеличение сроков поставки за счет нарушенных цепочек;
- ажиотажный спрос в ожидании роста цен.
Результатом такого поведения потенциальных покупателей по
итогам сентября стал рост продаж, который составил 3,4% по
сравнению с периодом 2019 года.
Более редкие модели на рынке, например, Subaru
и Porsche, заставят подождать несколько месяцев. В то же
время, почти нет проблем с получением заказанных моделей с
логотипом брендов:
- Volkswagen;
- Nissan;
- Renault.
Среди наиболее доступных марок выделяются
Lada и KIA, машины которые почти всегда удается
забрать из салона в день обращения.
Другие причины или чего
ждать. В определенной мере задержка поставки
новых автомобилей в торговые представительства связана с
полупустыми площадками на территории заводов. К примеру, если по
итогам октября складские запасы были на уровне 27 тысяч
автомобилей, то годом ранее такой показатель доходил до 70 тысяч
экземпляров всех марок.
В последние недели 2020 года спрос на новые автомобили будет
оставаться высоким. Это связано с инфляционными ожиданиями и
традиционной активностью покупателей в конце года.
Производители рассчитывают на увеличение спроса и будут стараться удовлетворить покупателей с учетом нескольких причин:
- по причине ослабленного рубля - что выгодно производителю;
- имея желание улучшить свои экономические показатели к концу года.
Наиболее медленно насыщаемой группой будет сегмент автомобилей с ценой около 1 млн. рублей. По-первых, спрос на бюджетные машины традиционно большой. Во-вторых, в сложный период экономики не каждый потенциальный покупатель будет готов к привлечению кредитных ресурсов для совершения покупки.
В ближайшей перспективе следует ожидать рост отпускных цен на несколько процентов (5-7%). Именно после удовлетворения отложенного спроса и установления новых цен в прайс-листах, произойдет насыщение торговых площадок. Пройдет некоторое время, первые 2-3 месяца года, когда покупатель привыкнет к новым ценникам.
В качестве заключения. При всех временных затруднениях, сложившая ситуация благоприятствует заводу АвтоВАЗ и компаниям, имеющим сборочные производства в России. Они смогут не только оживить производство, но и быстрее реагировать на некоторый дефицит по отдельным моделям. Финансовое положение компаний в этом случае также несколько улучшится.