Автомобили
Тополиный пух, листва и другие летние находки в радиаторе
Антон Макров

В конструкции автомобиля под капотом предусмотрено несколько радиаторов. Они отвечают за охлаждение различных рабочих жидкостей и воздуха. В плохую погоду соты внутри радиаторов часто загрязняются, эффективность системы охлаждения снижается. В году есть определённые месяцы, в которые риск подобного загрязнения увеличивается. Рассмотрим, что это за месяцы и когда лучше всего производить очистку радиатора, чтобы предотвратить окончательный засор.

Самые тяжелые времена для транспортного средства наступают, когда появляется тополиный пух

В каждое время года радиатор может загрязняться по-своему. Практика показывает, что наибольшее загрязнение происходит в период листопада. Когда автомобиль передвигается по дороге, мелкие частицы от листьев и веток начинает подбрасывать колёсами и они попадают в моторный отсек. Помимо этого, листья могут засасываться через воздуховоды в нижней части бампера и оседать на радиаторе охлаждения. На горячей поверхности они могут быстро высыхать и крошиться, а затем проникать в соты радиатора. В местах сильных воздушных потоков такие смеси могут образовывать серьезные уплотнение. Большее количество сухой листвы оказывается в воздушном фильтре, который занимается очисткой системы впуска. В результате пропускная способность этого элемента резко сокращается.

Загрязнение радиаторов может происходить не только в процессе движения. Когда автомобиль стоит на парковке, сверху могут падать листья и скапливаться в дренажных отверстиях. Часть из них сдувает ветром, а другая попадает в сливное отверстие и моторный отсек, туда, где циркулирует воздух.

Уже в конце лета могут возникать локальные пробки, которые понизят работоспособность радиатора

Нельзя не сказать, что радиаторы подвержены загрязнению и в зимнее время. На них оседает воздушно-капельная взвесь реагентов с дорог, которая моментально образует серую корку на поверхности. Соль при этом будет выступать в качестве связывающего элемента, который скрепит накопившийся мусор в плотную корку. Такой налёт может появляться не только на решетке радиатора, но и в глубине моторного отсека.

Загрязнение радиатора в зимнее время не так заметно, как в летнее. Дело в том, что проблем с охлаждением в сильный мороз не возникает. Водители, наоборот, думают, как согреть их одеялами или специальными термоэкранами. Кроме того, при минусовой температуре жидкость не нуждается в дополнительном теплообменнике.

В весеннее время ситуация кардинально меняется. Приходит тёплая погода, снег тает, а дороги наполняются пылью. Такие полевые облака могут разноситься ветром и загрязнять соты радиатора. Ситуацию усугубляют и высокие температуры, из-за которых соль с биомассой начинает затвердевать и превращаться в крепкую кору.

Однако самые тяжелые времена для транспортного средства наступают, когда появляется тополиный пух. Он может покрыть радиатор легкой подушкой, которая со временем только уплотняется и повисает на элементе слоями термостойкого материала. В результате создается настоящий термоэкран, который не дает отводиться теплу. Уже в конце лета могут возникать локальные пробки, которые понизят работоспособность радиатора. Именно поэтому рекомендуется периодически прочищать радиатор и все сопутствующие детали. Делать это нужно перед цветением деревьев или сразу после, чтобы предотвратить прекращение теплоотвода.

При промывке главного радиатора нельзя использовать керхер, так как струя может повредить ячейки

Сколько радиаторов. Главный элемент в системе охлаждения мотора – радиатор, который ставится в передней части моторного отсека. Здесь в качестве хладагента выступает антифриз, который проходит через патрубки и каналы внутри мотора. Прокачкой жидкости занимается насос-помпа. При промывке главного радиатора нельзя использовать керхер, так как струя может повредить ячейки. У климатической установки есть ещё один мощный радиатор, который служит для нормальной работы кондиционера. Данное устройство называется конденсатором. Чистить его нужно, не снимая с автомобиля, но перед этим нужно разобрать переднюю часть и снять бампер. Ещё один радиатор необходим для охлаждения масла в коробке передач. Эта жидкость может сильно нагреваться. В некоторых силовых агрегатах для увеличения мощности используется турбина. В такой конструкции присутствует интеркулер. Он снижает температуру сжатого воздуха. Такой элемент устанавливается в передней части автомобиля – за бампером или решеткой радиатора.

Итог. В летнее время все радиаторы в автомобиле подвергаются серьезной нагрузке, так как на них воздействует пыль с дорог, листва и тополиный пух. Поэтому автомобилистам следует периодически заниматься прочисткой этих элементов.