Автомобили
Большой трактор "100-ка". Каким он был в СССР и что с ним сейчас
Ирина Котова

После окончания Второй мировой войны страна нуждалась в восстановлении, в том числе и автомобильная промышленность.

Среди некоторых действующих предприятий был и челябинский тракторный завод. В сложные послевоенные годы на нем осуществляли сборку крупного трактора, носившего название С-100. Серийный выпуск модели был начат в 1956 году. Сборка и последующая продажа трактора продолжались вплоть до 1994 года включительно.

Трактористы прозвали эту технику «Сотка», из-за созвучности с названием модели. Трактор был оснащен 100-сильным дизельным мотором. Для запуска основного мотора использовали пусковой мотор мощностью 18 лошадиных сил.

Габариты трактора были такие: длина - 4,2 метра, высота - 3 мера и ширина - 3,2 метра. Техника была наделена механической многоступенчатой трансмиссией, в которой был 5 передних, и 4 задних скорости. По скорости движения трактор мог передвигаться от 2 до 10 километров в час вперед, и от 3 до 8 километров в час назад. Объем топливного бака составлял 235 литров.

Интересным моментом стало то, что некоторые модели данного трактора продолжают эксплуатировать для работы в сельском хозяйстве и в наши дни. Правда, происходит это в основном в отдаленных российских регионах. Также трактор эксплуатируют и для частных нужд владельцы, выкупившие технику несколько лет назад и сами контролирующие ее техническое состояние.

Главная особенность модели С-100 заключалась в том, что в нем применяли предкамерное образование топливной смеси. Форсунки впрыскивали смесь не в цилиндры, а в отдельную камеру сгорания, которая устанавливалась в головку блока цилиндра.

Сгорание топлива происходило в этой камере, а затем продолжалось в самом цилиндре. Такое решение позволяло упростить конструкцию форсунок и позволить дизельному мотору работать более стабильно.

Муфта сцепления тоже имела интересное строение. Она не постоянно замкнутая — имела сразу 2 положения. Муфта в конструкции соединялась с основным валом фрикционом. Основное преимущество такой конструкции двигателя — простой и стабильный пуск. Даже когда технику эксплуатировали на Севере процедура проходила без сбоев. Был у подобной системы питания и недостаток — повышенный топливный расход.

Среди недостатков трактора выделяли плохую эргономику кабины, недостаток внимания к климатическим вопросам. Многие отмечали, что деревянного верха с брезентом было недостаточно для комфорта водителя.