Автомобили
КИМ-10 — предшественник «Москвича»
Антон Макров

Малолитражные автомобили имели большую популярность в прошлом веке. Интересно, что за разработку подобных транспортных средств принимались ещё до Великой отечественной войны, хотя, многие полагают, что необходимость в них возникла в послевоенный период. Если вспоминать первые советские малолитражные автомобили, во главе будет стоять продукция марки Москвич. Однако, у данной модели был предшественник – КИМ-10. Именно таким мог получиться первый советский малолитражный автомобиль, если бы планы не разрушила начавшаяся война.

К слову, компания Ford и советская автомобильная промышленность были достаточно тесно связаны, поэтому такой выбор не стал удивлением для многих

Старт разработке первого советского малолитражного транспорта дали ещё в 1939 году. Созданием проекта занимались на Московском заводе КИМ. Опытные образцы были подготовлены в сжатые сроки. Уже 25 апреля 1940 года их представили Госкомиссии. В качестве основы первого советского народного автомобиля решили взять европейский образец Ford Prefect.

К слову, компания Ford и советская автомобильная промышленность были достаточно тесно связаны, поэтому такой выбор не стал удивлением для многих. Несмотря на заимствованную конструкцию, внешний вид готового проекта был немного изменён.

Фары к концу 1930 годов считались устаревшим решением. Оптику интегрировали в решетку радиатора по последнему слову европейской автомобильной моды той поры. Облицовка радиатора тоже поменяла оформление.

Двигатель дополнялся водяным охлаждением термосифонного типа. Циркуляция жидкости проходила при помощи разницы температур в верхней части блока и охлаждённой воды

Под капотом располагался бензиновый двигатель, объемом 1,2 литра, мощность которого составляла 30 лошадиных сил. Для такого транспортного средства отдача была достаточной. Автомобиль мог развивать скорость до 100 километров в час. Средний расход топлива составлял 8 л на 100 км, что было достаточно экономичным по тем временам.

Двигатель дополнялся водяным охлаждением термосифонного типа. Циркуляция жидкости проходила при помощи разницы температур в верхней части блока и охлаждённой воды, которая поступало из радиатора. Водяной насос в конструкции не применялся. Тогда подобное решение было весьма распространённым на европейских малолитражных автомобилях.

К 1941 году было произведено более 400 экземпляров КИМ-10-50

К мелкосерийной сборке приступили в 1940 году. Первая партия была представлена в количестве 500 экземпляров. Её заказали у американской кузовной компании Budd. Здесь же руководство заказало и штампы для выпуска кузовных панелей на московском заводе, которые обошлись Советскому Союзу в несколько млн $. В переводе на нынешний курс это достаточно большие деньги. К 1941 году было произведено более 400 экземпляров КИМ-10-50. Кроме того производитель наладил выпуск экспериментальных версии с открытым кузовом, которые имели заводское обозначение КИМ-10-51.

В мае 1941 года автомобиль, который уже был запущен в производство, представили Сталину. Есть предположение, что Сталин остался недоволен тем, что данный транспорт без его ведома пустили в серийное производство. При этом тип кузова с ним ранее даже не был согласовано. Главные недостатки, которые были выделены – старомодные фары и двухдверный кузов. Тогда транспорт переоборудовали и представили новую версию с обозначением КИМ-10 - 52. Массовое производство длилось недолго, так как уже в июне началась Великая отечественная война. Предприятие после этого переквалифицировали на военные нужды.

Итог. Разработка народных автомобилей активно велась в период существования Советского Союза. Ещё до войны КИМ представил собственный проект малолитражного транспорта, который долгое время шел к серийному производству. Однако, война прервала все планы производителя.