Автомобили
Рулевая рейка: устройство, виды, функции
Антон Макров

Транспортное средство и его конструкцию знают далеко не все автомобилисты. Сложность объясняется тем, что путь большинства автомобилистов выглядит следующим образом - отучился в автошколе, сдал экзамен, получил в/у и отправился на дорогу. В конструкции транспорта приходится разбираться уже непосредственно на этапе эксплуатации. Именно поэтому, обслуживать личный автомобиль могут не все, но базовые устройства и механизмы не лишним будет изучить самостоятельно. К примеру, рулевая система чаще всего заслуживает отдельного внимания, так как от нее зависит качество управления транспортом в разных условиях.

Фото: «CAR.RU»

Рулевая рейка является составляющей рулевого механизма. Это специальный узел, который присутствует в конструкции современных автомобилей. Именно с его помощью производится управление транспортным средством. Работа данного устройства необходима для того, чтобы механическое усилие, создаваемое автомобилистом при вращении рулевым колесом, передавалось на колеса. Это приводит к изменению угла поворота.

Сегодня о безопасности передвижения на дорогах беспокоятся многие - от водителей до властей. Этот фактор напрямую зависит от состояния рулевого механизма и рейки. Намного проще диагностировать поломку узла, если разбираться в особенностях конструкции. Если рассматривать самый простой вариант исполнения, данный механизм можно представить в виде шестерни, которая крепится на рулевом колесе. Этот элемент связан с рейкой. Действует данная конструкция достаточно просто - в момент вращения рулевого колеса шестерня воздействует на рейку. В результате последняя смещается влево или вправо, что и приводит к изменению угла поворота колес. Среди основных деталей данного узла можно выделить корпус, ведущую шестерню, рейку, пыльник и хомут, штуцеры, подшипник, втулка скольжения, поршень вала и уплотнители. В современных моделях транспортных средств могут использоваться различные варианты рулевой рейки - в зависимости от применяемых усилителей.

Схема механизма

Обычная. Наиболее простая конструкция та, которая отличается механическим приводом и не дополняется усилителем. Ее использовали на автомобилях, которые выпускались в 1970 годах. Рейка приводилась в действие при помощи мышечного усилия водителя в момент, когда он вращал рулем.

Рейка с ГУР. На современных машинах наибольшее распространение получил именно этот тип. В данном случае водитель тоже создает механическое усилие, но так как в конструкции есть ГУР, оно увеличивается в несколько раз. Вместе с этим обеспечивается более безопасное передвижение. Например, даже если колесо попадет в яму, последствия удара будут демпфированы при помощи гидравлики.

Фото: «CAR.RU»

Рейка с ЭУР. Принцип работы здесь точно такой же, как и в предыдущем варианте. Только здесь роль гидравлики выполняет электромотор. Последний может устанавливаться в разные места - в рулевой колонке, на валу или на рейке. КПД у такого устройства значительно выше. Еще одно преимущество - повышенная надежность и простое обслуживание.

Итог. Рулевая рейка - одна из самых важных систем в транспортном средстве, которая выполняет сразу несколько опций. Есть несколько видов устройств, которые отличаются по принципу работы.