Автомобили
Какую самую удачную модель выпустил АвтоВАЗ?
Алексей Шилко

Автомобилисты любят критиковать АвтоВАЗ за ненадёжность продукции и производство зарубежных моделей на отечественных предприятиях. Тем не менее именно "Жигули" и "Нивы" стали народными автомобилями в России. Отечественные эксперты попытались выяснить, какую же самую удачную модель выпустил ВатоВАЗ.

ВАЗ-2101 - пионер волжского автозавода. Конструкторы решили "не изобретать велосипед", взяв за основу конструкцию Fiat-124, удешевили её и адаптировали под эксплуатацию в СССР, и не прогадали. Многие эксперты полагают, что "копейка" получилась лучше своего итальянского аналога, и это не удивительно, ведь контроль качества на предприятии тогда был на высшем уровне, а машина получила усиленную пружинную подвеску и атравматические дверные ручки.

ВАЗ-2107 получил прозвище "русский мерседес" за стильный люксовый дизайн. Машина получилась очень удачной, благодаря тому что унаследовала все лучшие качества "копейки" и получила ряд доработок, особенно в двигателе и по части безопасности.

ВАЗ-2109 можно назвать самой молодёжной моделью, поскольку о ней мечтали молодые люди на закате советской эпохи. Переднеприводный хэтчбек с революционным дизайном в своё время вызвал настоящий фурор. А 1,3-литровый 64-сильный двигатель обеспечивал "девятке" приличную динамику. В России машина выпускалась с 1987 по 2004 годы, на Украине - с 2004 до 2011 г.

Лада Калина пришла на смену "девятке" в 2004 году и стала самой безопасной моделью. Некоторые автолюбители называли её "изначально устаревшей", но это совсем не так. Перед конструкторами стояла задача сделать на базе "девятки" практичный, компактный, недорогой, а главное, безопасный автомобиль для города. И с этими задачами Калина, получившая массу инноваций, справилась на "отлично".

ВАЗ-2121 4х4 Нива - самая выдающаяся модель. Она появилась в 1977 году, и советские автомобилисты назвали её "главным изобретением в мире". Компактные размеры, комфортабельный салон и полный привод с понижающим рядом трансмиссии и блокировкой дифференциала стали залогом успеха.

Машина пережила массу модификаций. И даже сегодня Нивы российского производства можно встретить на тяжёлом бездорожье Африки и Южной Америки.

Напомним, к середине 60-х гг у правительства СССР встал вопрос развития автопромышленности в стране. Предполагалось создать завод полного цикла с привлечением зарубежных партнёров. Правительство рассматривало 54 строительные площадки по всему Союзу, но в итоге выбор сделали в пользу Тольятти.

В 50-х гг. недалеко от города построили Жигулёвскую ГЭС, которая могла обеспечить стройку и завод электроэнергией. Ещё одним фактором стала транспортная доступность — недалеко от Тольятти располагались автотрасса (ныне федтрасса М-5 «Урал») и крупный ж/д узел в городе Куйбышеве (ныне Самара).