«Советский Харлей»: почему история мотоцикла ПМЗ-А-750 оказалась такой короткой
Комментарии: 5Мотоциклы в СССР были на хорошем счету. Среди известных и популярных моделей были и эксклюзивные варианты. В эту категорию вошел ПМЗ-А-750, который стали называть «советский Харлей».
В настоящее время ПМЗ-А-750 известен далеко не всем любителям мототехники. Тем не менее, он заслуживает особенного внимания. Свою историю мотоцикл начинает в 30-х годах. Изначально он создавался для нужд Красной Армии.
В задачу конструкторов входило разработать проект тяжелого мотоцикла, который мог бы проходить бездорожье. Над моделью трудились инженеры НАТИ. Экспериментальный экземпляр назвали НАТИ-А-750. Мотоцикл оснастили коляской, он мог ездить как по трассе, так и по грунтовым дорогам.
В конструкции байка присутствовали элементы от иностранной техники. Ходовая часть заимствована у байка BMW, за основу двигателя взяли образец американского бренда Harley-Davidson.
Мотоцикл отличался интересной конструкцией, дуплексная ходовая рама вмещала в себя 21-литровый топливный бак. Сверху двигателя размещена коробка передач. Для управления тремя передачами предусмотрен рычаг, который установили с левой стороны байка.
ПМЗ-750 - это первый советский мотоцикл довоенного периода, оснащенный замком зажигания, который осуществлял запуск аккумулятора и генератора постоянного тока.
Четыре опытных образца были собраны на Ижевском опытном мотоциклетном заводе им. Автодора в 1933 году. Испытания проводились на армейском полигоне. К июлю 1934 уже появилось 10 байков. А за период с 1934 по 1939 годы построено 4 636 экземпляров.
Мотоцикл пошел не только в армию, но и на «гражданку». Однако в процессе эксплуатации обнаружился достаточно серьезный минус – ненадежность регулятора опережения зажигания. Система периодически давала сбои, завести мотоцикл порой бывало очень сложно. В переключении передач тоже обозначилась проблема. Переднее колесо зачастую вибрировало так сильно, что водитель с трудом удерживал руль.
Стоил байк в 2 раза дороже традиционных мотоциклов. Недостатки байка привели к тому, что выпуск был прекращен в 1939 году. Сегодня это настолько редкий мотоцикл, что его проще увидеть в музее, чем в частном владении.
- 37
- 2
- 1
- 1
- 1
Автор с большим трудом представляет себе всю сложность конструкции этого весьма сложного, но вполне передового ,для своего времени мотоцикла. Да довольно сложный и довольно дорогой. Несомнно и то, что некоторые технические решения в конструкции шасси и силового агрегата, были заимствованы у иностранных конструкций. Однако в конструкции ПМЗ А 750. Довольно много интересных решений Советских конструкторов. К сожалению, к началу гос испытаний многие идей воплощённые в его конструкции уже устарели. Штампованные рамы и передние вилки проиграли в конкуренции сварным трубчатым рамки и вилкам телескопического типа. развитие германских конструкций всегда было несколько впереди. Таким образом руководству РККА было очевидным безперспективность развития этого концепта. Что касается многочисленных отказов в работе и поломок, то здесь скорее можно говорить о крайне низкой культуре производства , и слабой технической грамотности владельцев этой техники.
Возможно он и был бы крут, но этого не случилось
Тех безграмотность владельцев советской техники и решаться начала только сейчас, спустя 90лет,с приходом интернета и огромного количества людей профессионально подошедших к сборке и обработке узлов мотоциклов!
@Ю.Котельников, Полностью согласен о культуре вождения
могу понять, почему на тот же Урал не могут поставить в-образный двигатель взамен торчащих в разные стороны котлов. Ах, ну да, надо переделывать сборочный цех. Как были в переди, так и остались. Двигаться вперед надо.