Автомобили
С какого американского авто была «скопирована» Чайка ГАЗ-13?
Дмитрий П.

«Чайка» или ГАЗ-13 является автомобилем представительского класса. В советское время на ней разъезжали партийные деятели, руководители обкомов, крайкомов, чиновники госаппарата.

В наши дни, когда автомобиль «ушел на заслуженный отдых», многие автолюбители спорят, с какого американского автомобиля был скопирован экстерьер «Чайки». Так ли это?

ГАЗ-13 производился в период 1959-1981 годов. За 22 года было выпущено 3179 автомобилей. «Чайка» и впрямь выпускалась в американском стиле, поскольку в инженерно-конструкторском бюро НАМИ досконально изучались, привезенные из США, автомобили Packard (Patrician и Caribien).

И первые образцы «Чайки» (их всего было два), были построены спустя год после выхода на рынок американских моделей Packard. Случилось это в 1957 году. Сравнивая ГАЗ-13 с американскими моделями, нет сомнений, что советские конструкторы вдохновлялись американскими автомобилями. Однако является ли советский автомобиль копией?

Отдаленно они схожи по форме. Только в советском варианте эмблема напоминает чайку, а в американской букву V, намекая, что под капотом у авто «восьмерочный» двигатель V8. Зато эмблема УАЗа очень похожа на американскую.

Создатели не копировали у американцев «Чайку». В ней много своих самобытных элементов в экстерьере, чего нет у американских машин. К примеру, боковое остекление полностью у «Чайки» отличается от моделей Packard, другая форма боковин.

Так уж сложилось, что в конце 50-х автомобильным дизайном заправляли американцы. Не удивительно, что пример брали именно с их моделей автомобилей. Поэтому по форме и конструктиву «Чайка» просто не могла быть другой.