Автомобили
Воспоминания автовладельцев о СМЗ С-3Д — «инвалидка»
Сергей Иванов

В простонародье эта модель двухместной мотоколяски хорошо запомнилась просто как «инвалидка». И причина этого очень проста - несмотря на ее очень простую внешность и маленькие размеры, СМЗ С-ЗД позволяла без труда передвигаться людям с ограниченными возможностями.

Обычно эти машины выдавались бесплатно гражданам, признанными инвалидами, но зачастую за рулем можно было встретить и вполне здоровых водителей, например, родственников людей с ограниченными возможностями.

Этот автомобиль был большой помощью для всех граждан, которым он предназначался, у остальных же эта маленькая машинка вызывала улыбку и, даже сейчас, вспоминая ее, в душе отзываются только теплые и добрые чувства. Воспоминания людей со всего бывшего СССР о СМЗ С-ЗД - это ностальгия по старым добрым временам. Это воспоминания о том, что это первый автомобиль, выпущенный для инвалидов и, безусловно, гордость нашего народа.

Вот, что люди говорят о ней:

Валера Каримов (г. Мукачево): «Инвалидам давали бесплатно. У нас соседка без обеих ног - и то ездила, все-таки ручное управление… А сейчас что»?
Ричард Колосов (г. Вятка): «Разработана специально для людей с ограниченными возможностями. Выдавалась бесплатно».
Владимир Баженов (г. Харьков): «Смарт» из СССР».
Valerios Grigoriadis (г. Янница): «Инвалидка. Помню, один дед-инвалид на ней мороженое продавал в 70-х годах»…

И какие только названия не давали этой малышке - кофеварка, жабка, белочка, кто-то ее называл черепахой, кто-то зверь-машиной.

При взгляде на эту незатейливую машинку, невольно вспоминается и всеми любимое советское кино, где герои Никулина, Вицына и Моргунова в «Операции Ы или других приключениях Шурика» ездили как раз на ней.

Несмотря на довольно комичную внешность, проходимость у нее была на отличном уровне. Двигатель стоял от мотоцикла, а и в плане комфорта, она намного выигрывала - здесь была печка и крыша над головой, и, при желании, в нее могло влезть больше 10 человек.

Воспоминания ее современников это подтверждают:

Александр Блейзер (Молдова): «Движок от мотоцикла».
Flach Jakob (г. Кемптен): «Маленькая инвалидка - игрушка с ижевским двигателем».
Виктор Шевчук: «В 100 раз лучше мотоцикла, крыша над головой, печка! На рыбалку - милое дело».
Maks Dawydov (г. Ярославль): «СЗД-5, везде проезжает, самолёт»!
Андронов Геннадий: «Мы в 1982 году из мотоколяски такую лайбу слепили. настоящий болид»!
Serii Tom (г. Кривой Рог): «Это же народная БМП! Как их насиловали! А они, как ишаки, перли все и всех».
Олег Бойченко (г. Кишинев): «11 человек перевозил».
Zubrev Dmitry (г. Кривой Рог): «А на крыше баянист и бутыль самогона»

Сейчас подержанную «инвалидку» купить вполне возможно. Но в каком техническом состоянии и с каким пробегом - это вопрос. Есть варианты за 35 000 - 40 000 рублей с пробегом до 3 000 км, а можно найти и варианты за 1 000 000 - 1 500 000 рублей с пробегом до 1 000 км. И в этом случае те, что дешевле, потребуют очень серьезного восстановления, более дорогие же вполне на ходу и в относительно приличном состоянии.

В итоге хочется сказать - делали все-таки в советское время на самом деле на века, и такая простецкая машинка, прозванная в народе "инвалидка", отличное тому подтверждение. Неказистая машина, но такую важную функцию выполняла и служила верой и правдой своим владельцам многие годы. Кроме того, стала неким символом советского времени, оставив в памяти людей самые теплые воспоминания.