Автомобили
Легендарный самосвал МАЗ-525, которым управляли стоя
Марина Мерш

МАЗ-525 был изобретён в СССР в первые годы после окончания войны и послужил тому резко возросший спрос на добычу полезных ископаемых, с которой тогдашняя техника не справлялась.
У МАЗов и ЯАЗов грузоподъёмность была всего шесть и десять тонн соответственно. Разработанный Минским автозаводом, МАЗ-525 стал настоящей революцией в мире автотехники.

Немного о технической стороне. Самосвал обгонял прошлые модели МАЗов и ЯАЗов и в высоту, составлявшую 3,6 метров, и в длину, с шириной - 8,3 и 3,2 метра соответственно. Да и по характеристикам он превосходил всех своих предшественников: имел и гузоподъёмность выше - 25 тонн, и кузов стал в разы вместительнее - 14,3 кубических метра, когда даже у самого большого ЯАЗа он составлял 8 кубических метров, и дизель у него был танковый. Правда и топлива для работы ему требовалось намного больше: при наилучшем исходе грузовик потреблял 135 литров на 100 километров пути. Так что, заправить этого монстра была задача не из лёгких. Именно поэтому, в пятидесятые годы двадцатого века его попытались перевести на электрический двигатель, подключив к нему троллейбусные токоприёмники - самосвал-троллейвоз, но тянуть провода на всём пути самосвала по карьеру не представлялось возможным.

Максимальная скорость, которую могла развить такая машина, 30 километров в час. За много лет выпуска менялся и внешний вид самосвала: изначально капот был шириной с кабину, но в последних версиях его значительно сузили и раньше из боков капота монтировались ограждения, которые были нужны, чтобы обезопасить механика, обслуживающего двигатель, но в последствие их убрали за ненадобностью.

Интересная особенность. Управиться с такой машиной на неровных карьерных дорогах сидя, было невозможно, поэтому водителям, чтобы не травмировать позвоночник, приходилось работать стоя. Но впоследствии, на МАЗе стали производить седельные тягачи. К шестидесятым годам началось массовое производство инновационного БелАЗа-540, заменившего МАЗ-525 и послужившего прародителем современных огромных карьерных самосвалов.

Последние годы использования. Эксплуатация этих машин продолжалась вплоть до начала семидесятых годов двадцатого века. МАЗ-525 был задействован во многих строительных проектах пятидесятых-шестидесятых годов по всему Советскому союзу и даже за границей - грузовик занял важную роль в строительстве Асуанской плотины в Египте.
На данный момент единственная сохранившаяся до нашего времени машина, установленная в качестве памятника, располагается у Красноярской ГЭС.

Итог. Изобретение МАЗа-525 сильно повлияло и продвинуло развитие тяжёлого машиностроения в Советском Союзе, а в последствии и в России. МАЗ-525 позволил осуществлять перевозки груза за один рейс в разы больше, чем его предшественники, именно благодаря ему и появился в последствии БелАЗ.