Наблюдать легендарную «Катюшу» под Минском, этакий
синоним спокойствия, сегодня настоящий символизм.
Пусть она сохранит мирное небо над республикой. Но
остается открытым еще один вопрос - это память определенному
событию и боевой ли это экземпляр? Или макет восстанавливали по
чертежам?
Из истории. Еще со времен военных парадов многие помнят сообщение, что первый залп в истории Великой отечественной войны был произведен вовсе не под Минском, а под Оршей (Витебская область) 14 июля 1941 года. Тогда с высокого восточного берега Днепра залп был произведен по железнодорожной станции Орша-Центральная. На месте залпа и сейчас установлен мемориал, где и стоит машина с артиллерийским оборудованием. Правда там военное снаряжение смонтировано на более поздней машине УралЗИС.
«Минская» установка залпового огня установлена у Кургана Славы в
Минском районе. На Мемориальном комплексе «Катюша» расположилась
рядом с другими символами Победы, как штурмовик Ил-2, легендарный
танк Т-34. Определенной привязки к местам боев в этом случае
нет.
Технические нюансы. Установка М-13 изначально
монтировалась на шасси грузовика ЗИС-6. В этом плане удалось
сохранить исторически правдивый подход. За основу экземпляра,
представленного на Кургане Славы, взяли единственный уцелевший из
экспозиции Артиллерийского музея Санкт-Петербурга.
Впрочем, оригинальными здесь являются направляющие снарядов (восстановленные). Остальные узлы - копии, максимально приближенные к оригиналу. Среди основных учтенных позиций выделяются:
- Кабина грузовика. Только на машинах с установкой М-13 верхний угол кабины был скошенным.
- Силовой агрегат. Конструкторы отмечают, что при желании двигатель легко довести до состояния «перед запуском», включая и работу всей трансмиссии. Только не уточняется, на сколько все агрегаты являются оригинальными. Стоит вспомнить, что двигатель ЗИС-6 имел мощность всего 73 л. с., что позволяло передвигаться по асфальту со скоростью 55 км/ч.
- Колеса. Все 6 колес «обуты» в покрышки с рисунком протектора, характерным для своего времени. Почему-то запаску оснастили иной шиной от современных грузовиков.
- Интерьер кабины. Несмотря на то, что в расположенную на высоте кабину попасть невозможно, реставраторы с удовольствие отмечают, что в салоне имеется спидометр, пульт управления запуском ракет. Не стали мудрить только со стекплоподъемниками.
Многие детали угадываются и по образцам более свежей грузовой техники. Здесь и фары по виду от ГАЗ-53, детали ходовой части.
Вместо заключения. В условиях Великой отечественной войны установка М-13 базировалась в последующем на базе американской модели US-6 (Студебекер) с колесной формулой 6×6 или 6×4. Но воссоздать тот автомобиль без чертежей было бы почти невозможно.
Сегодня без сомнения, военная история страны в лице военной техники имеет право на жизнь. И пусть танк или автомобиль будет восстановлен на 75 %, своей ценности от этого такие экспонаты не потеряют.