Двигатели
О двигателях BMW 5-Series 4 поколение E39 (1995 — 2004). Часть II
Александр Кулагин

Модели BMW 5-Series, это представители старейшего семейства премиум автомобилей бизнес класса Е. Это семейство автомобилей выпускается еще с 1972 года и включает в себя популярный седан, универсал Touring и гибрид универсала с кроссовером Gran Turismo. Также, на базе пятой модели разработан большой купе BMW 6-Series и седан спортивного типа BMW M5, который можно назвать вершиной семейства.

В модельном ряду БМВ, пятая серия располагается между средней трешкой и топовым большим BMW седьмой серии. На рынке БМВ пятой серии конкурирует с Audi A6, Mercedes-Benz E-Class, Lexus GS/ES, Infiniti M, Volvo S90/S80, Jaguar XF, Maserati Ghibli.

На данные автомобили ставили большое количество двигателей с различными характеристиками. Это вторая часть обзора двигателей, которые устанавливались на четвертое поколение автомобилей BMW 5-Series.

ДВИГАТЕЛЬ BMW M54B30

Движок BMW M54B30 является старшей моделью в линейном ряду 54-й серии. Он разрабатывался на основе силового агрегата M52TUB28. Блок цилиндров менять не стали, он все также из алюминия и имеет чугунные гильзы.

Среди изменений можно отметить использование нового коленвала, новых шатунов, а также облегченных поршней. Использован двойной ванос, и ширококанальный впускной коллектор DISA. Изменили распредвалы. Также для двигателя характерно наличие новых форсунок и электронной дроссельной заслонки.

Наиболее частыми недостатками двигателя, которые отмечают владельцы, являются следующие. Высокое потребление масла. Проблема в закоксованных поршневых кольцах, нелишним будет также проверить клапан вентиляции картерных газов. Двигатель склонен к перегреву. Требуется проверка состояния радиатора и его чистка.

Для двигателя характерны пропуски зажигания. Скорее всего, имеет место закоксованность гидрокомпенсаторов. Из-за проблем с маслянным стаканом, маслонасосом может гореть красная масленка. Кроме того, отмечают недолговечность датчиков положения распредвала, ненадежность резьбы под болты головки блока цилиндров, недолговечность термостата, повышенные требования к качеству масла.

ДВИГАТЕЛЬ BMW M62B35

Движок BMW M62B35 начал сходить с конвейера в 1996 г., он был призван заменить M60B30. При разработке двигателя, инженеры взяли за основу силовой агрегат M62B44, установив в его блок короткоходный коленвал, и уменьшив диаметр цилиндров. Изначально движок имел никасиловые гильзы, однако уже с 1998 года стали использовать алюсиловые.

По сравнению с предшественником M60B30, для M62B35 характерно наличие новых поршней, доработанных головок блока цилиндров, измененных распредвалов. Также на двигателе использованы облегченные тарелки и пружины. При разработке двигателя использовали усовершенствованный впускной коллектор, современные дроссельные заслонки и программируемый термостат.

В 1998 г. движок модернизировали и присвоили индекс M62TUB35. Данная модификация отличалась наличием системы изменения фаз газораспределения на впускном валу Ванос, и новым впускным коллектором, имеющим с узкие каналы.

Когда речь заходит о неисправностях двигателя, чаще всего отмечают следующие недостатки. Двигатель может стучать. Для определения источника подозрительных звуков необходимо проверить саму цепь ГРМ, обводную планку цепи, планку натяжителя, сам натяжитель, и систему Ванос.

Периодически могут возникать течи. Как правило, это качается прокладки клапанной крышки, которую следует заменить. Та же проблема может возникать и в отношении ванны с охлаждающей жидкостью. Поможет замена ванны, также стоит заменить прокладку впускного коллектора и помпу.

Могут плавать обороты. Неровности в работе мотора, как правило, вызваны проблемами впускного коллектора (подсос воздуха), неисправностями КВКГ, расходомера воздуха, датчиков положения дроссельных заслонок. Быстрый износ маслосъемных колпачков может привести к увеличению расхода масла. Кроме того владельцы отмечают относительно небольшой ресурс радиатора.

ДВИГАТЕЛЬ BMW М62B44

С 1996 года с конвейера начал сходить движок BMW М62Б44, он стал заменой двигателю M60B40. При этом, последний был взят за базу при создании самого М62Б44. По сравнению с предшественником блок цилиндров М62Б44 получил цилиндры увеличенного диаметра. Изначально в блоке использовали гильзы из никасила, однако уже в 1998 их заменили алюсиловыми. Для двигателя характерно наличие облегченых тарелок и пружин, а также магниевой крышки ГБЦ.

В приводе ГРМ используется однорядная цепь с неплохим ресурсом. Кроме того для двигателя характерно наличие новых дроссельных заслонок, измененного впускного коллектора, программируемого термостата.

В 1998 году движок доработали, добавив систему изменения фаз газораспределения Ванос, электронную дроссельную заслонку, и уменьшив диаметр каналов впускного коллектора. Усовершенствованному варианту двигателя присвоили индекс M62TUB44.

Когда речь заходит о неисправностях двигателя, чаще всего отмечают следующие недостатки. Двигатель может стучать. Для определения источника подозрительных звуков необходимо проверить саму цепь ГРМ, обводную планку цепи, планку натяжителя, сам натяжитель, и систему Ванос.

Периодически могут возникать течи. Как правило, это качается прокладки клапанной крышки, которую следует заменить. Та же проблема может возникать и в отношении ванны с охлаждающей жидкостью. Поможет замена ванны, также стоит заменить прокладку впускного коллектора и помпу. Могут плавать обороты. Неровности в работе мотора, как правило, вызваны проблемами впускного коллектора (подсос воздуха), неисправностями КВКГ, расходомера воздуха, датчиков положения дроссельных заслонок.

Быстрый износ маслосъемных колпачков может привести к увеличению расхода масла. Кроме того владельцы отмечают относительно небольшой ресурс радиатора.

ДВИГАТЕЛЬ BMW S62B55

Двигатель BMW S62B55 создавали под нужды подросшей новенькой модели BMW М5 Е39. В условиях увеличенных габаритов нового автомобиля, задачей двигателя было достижение значительных показателей динамики.

В основе двигателя лежит алюсиловый M62B44. Взяв его за базу, разработчики использовали кованный коленвал, модифицировали поршни и увеличили диаметр цилиндров. По сравнению с M62B44 для S62B55 характерно наличие увеличенных впускных и выпускных каналов, новых клапанных пружин и облегченных клапанов. Кроме того переработали всю впускную систему. В результате проведенных изменений было получено значительное увеличение мощности.

Когда речь заходит о неисправностях двигателя, чаще всего отмечают следующие недостатки. Двигатель может стучать. Для определения источника подозрительных звуков необходимо проверить саму цепь ГРМ, обводную планку цепи, планку натяжителя, сам натяжитель, и систему Ванос.

Периодически могут возникать течи. Как правило, это качается прокладки клапанной крышки, которую следует заменить. Та же проблема может возникать и в отношении ванны с охлаждающей жидкостью. Поможет замена ванны, также стоит заменить прокладку впускного коллектора и помпу.

Могут плавать обороты. Неровности в работе мотора, как правило, вызваны проблемами впускного коллектора (подсос воздуха), неисправностями КВКГ, расходомера воздуха, датчиков положения дроссельных заслонок. Быстрый износ маслосъемных колпачков может привести к увеличению расхода масла. Кроме того владельцы отмечают относительно небольшой ресурс радиатора.

Двигатель

BMW M54B30

BMW M62B35

BMW M62B44

BMW S62B55

Марка двигателя

М54

М62

М62

S62

Годы выпуска

2000-2006

1996-2003

1996-2005

1998-2003

Материал блока цилиндров

алюминий

алюминий

алюминий

алюминий

Система питания

инжектор

инжектор

инжектор

инжектор

Тип

рядный

V-образный

V-образный

V-образный

Количество цилиндров

6

8

8

8

Клапанов на цилиндр

4

4

4

4

Ход поршня, мм

89.6

78.9

82.7

89

Диаметр цилиндра, мм

84

84

92

94

Степень сжатия

10.2

10

10

11.0

Объем двигателя, куб.см

2979

3498

4398

4941

Мощность двигателя, л.с./об.мин

231/5900

235/5800
245/5800 (TU)

286/5700
286/5400 (TU)

400/6600

Крутящий момент, Нм/об.мин

300/3500

320/3300
345/3800 (TU)

420/3900
440/3600 (TU)

500/3800

Топливо

95

95

95

95

Экологические нормы

Евро 3-4

Евро 2-3

Евро 2-3

Евро 2

Вес двигателя, кг

~130

-

-

~158

Расход топлива, л/100 км

- город
- трасса
- смешан.


14.0
7.0
9.8


17.0
9.1
12.0


18.0
9.2
12.0


21.1
9.8
13.9

Расход масла, гр./1000 км

до 1000

до 1000

до 1000

до 1500

Масло в двигатель

5W-30
5W-40

0W-30
0W-40
5W-30
5W-40

0W-30
0W-40
5W-30
5W-40

10W-60

Сколько масла в двигателе, л

6.5

7.5

7.5

6.5

Замена масла проводится, км

10000

7000-10000

7000-10000

7000-10000

Рабочая температура двигателя, град.

~95

~105

~105

~100

Ресурс двигателя, тыс. км
- по данным завода
- на практике


-
~300


-
400+


-
400+


-
250+

Тюнинг, л.с.
- потенциал
- без потери ресурса


350+
н.д.


400+
-


500+
-


600+
н.д.

Двигатель устанавливался

BMW 330i E46
BMW 530i E39
BMW 530i E60
BMW 730i E65
BMW X3 E83
BMW X5 E53
BMW Z4 E85
BMW Z3

BMW 535i E39
BMW 735i E38

BMW 540i E39
BMW 740i E38
BMW X5 E53
BMW 840Ci E31
Morgan Aero 8
Range Rover

BMW M5 E39
BMW Z8