Двигатели
Двигатели для BMW 6-Series
Дмитрий П.

Внушительное купе класса премиум BMW 6-Series было основано на базе 5-Series и наряду с основным 2-дверным кузовом располагает версией с четырьмя дверями. В силовую линейку вошли только топовые моторы с рабочим объемом не менее 3 литров.

Двигатель BMW M30B30

Почти два десятилетия: с начала 70-х и до конца 80-х силовые агрегаты M30B30 представляли собой внушительную рядную шестерку на 3 литра, блок цилиндров которой сделан из чугуна с цилиндрами 89 мм, ходом коленвала 80 мм и шатунами 135 мм.

ГБЦ агрегата обычная SOHC 8V, гидрокомпенсаторы и фазовращатели отсутствуют, как и другие современные «фишки».

Топливо подается и при помощи карбюратора и при помощи инжектора, а в ГРМ используется цепь.

До 1976 года пять лет в моторах M30B30 использовалась карбюраторная подача со степенью сжатия 9 и позволяющая развивать мощь до 180 «лошадей». После 76-го карбюраторы Solex Zenith 35/40 INAT заменили на Solex DVF-4A1 и сила мора возросла до 184 л.с.

После 1979 года карбюраторы заменили инжекторы M30B28.

Позже на платформе 3,0-литрового агрегата были созданы варианты двигателей M30B32, M30B35 и другие. Недостатки этих модификаций двигателей похожи и состоят в перегреве, виноват в котором грязный радиатор, термостат, помпа или воздушные пробки с охладительной системе.

Вокруг резьбы болтов ГБЦ могут образовываться трещины из-за наличия масла из колодцев резьбы, образующегося после разборки мотора. Об этой «болезни» сигнализируют утечка антифриза и эмульсия в масле.

Ввиду «старинности» двигателя основные детали изнашиваются и требуют замены, чаще всего страдает система газораспределения и ДМРВ.

Двигатель BMW N55B30

Силовой агрегат N55B30 стал очередным представителем рядной турбированной шестерки, который появился в 2009 году и заменил популярный N54B30.

Блок цилиндров при этом остался алюминиевым с гильзами из чугуна и маслофорсунками. Коленвал стал легче на 3 кг, а также изменились шатуны и поршни.

Перемены произошли и в ГБЦ: усовершенствована система ИФГР на обоих валах Bi-VANOS, а к ней добавилась система Valvetronic III. Вариант с двумя турбо-компенсаторами заменен на одиночный твинскрольный Borg Warner B03, который обеспечивает полку момента с 1200 об/мин.

Проблемными местами в двигателе BMW N55B30 являются высокий расход масла из-за поломки КВКГ, пропуски зажигания из-за закоксованных гидрокомпенсаторов.

Вибрации двигателя вызваны неисправностью форсунок.

В целом мотор позиционируется как мощный и надежный и даже есть запас для тюнинга.5-

Двигатель BMW S63B44/S63TU

После того как был снят с производства М5 Е60 производитель решил перейти на выпуск V8 с парой турбированных компрессоров.

Блок цилиндров, коленвал и шатуны достались S63B44/S63TU от мощного гражданского агрегата N63, поршни он получил под степень сжатия 9,3.

ГБЦ разработчики усовершенствовали, а распредвалы впуска остались прежними. Некоторые изменения получила система впуска, турбированный компрессор сменил твинскрольный Garrett MGT2260SDL с наддувом 1,2 бар.

К недостаткам мотора относят высокий расход масла из-за закоксованности поршневых канавок или коррозии алюсила.

Иногда из-за продолжительного простоя мотора случается гидроудар из-за неудачных пьезо-форсунок.

В пропусках зажигания виновны свечи и проблема решается их заменой.

Двигатель BMW S85В50

От прежних двигателей, созданных на основе гражданских моторов, агрегат S85В50 отличается большим весом и полностью новой разработкой.

Алюминиевый 10-цилиндровый блок стал легче, а цилиндры в нем расположены со смещением на 17 мм и углом развала 90 градусов, гильз нет. Зато есть маслофорсунки, охлаждающие поршни и поддон картера из алюминия. Конструкция S85В50 сходна с N52.

Алюминиевая ГБЦ имеет по четыре клапана на цилиндр, гидрокомпенсаторы и систему ИФРГ на валах впуска и выпуска Double-VANOS. На впуске расположены в два ряда 10 дроссельных заслонок, с цилиндром на каждый и оптимизированным под них ресивером.

К проблемам двигателя причисляют преждевременный износ вкладышей шатунов, требующих замены каждые 80 тысяч километров. Причем не стоит игнорировать возможность такой поломки, так как выйти из строя может весь мотор.

Периодического ремонта требует Double-VANOS.

И если двигатель не подвергался перегреву и качественно обслуживался, то вполне заслуживает хорошей оценки.

Двигатель

BMW M30B30

BMW N55B30

BMW S63B44/S63TU

BMW S85В50

Производство

Munich Plant

Munich Plant

Munich Plant

Dingolfing Plant

Марка двигателя

М30

N55

S63

S85

Годы выпуска

1971-1994

2009-н.в.

2009-н.в.

2005-2010

Материал блока цилиндров

чугун

алюминий

алюминий

алюминий

Система питания

карбюратор
инжектор

инжектор

инжектор

инжектор

Тип

рядный

рядный

V-образный

V-образный

Количество цилиндров

6

6

8

10

Клапанов на цилиндр

2

4

4

4

Ход поршня, мм

80

89.6

88.3

75,2

Диаметр цилиндра, мм

89

84

89

92

Степень сжатия

9.0
9.2

10.2

9.3
10

12,0

Объем двигателя, куб.см

2986

2979

4395

4999

Мощность двигателя, л.с./об.мин

184/5800
188/5800
197/5800

306/5800-6000
320/5800-6000
326/5800-6000
340/5800-6000
360/5800-6000
370/6500

555/6000
560/6000-7000
575/6000-7000
600/6000-7000

507/7750

Крутящий момент, Нм/об.мин

255/3500
260/4000
275/4000

400/1200-5000
450/1300-4500
450/1300-4500
450/1300-4500
465/1350-5250
465/1400-5550

680/1500-5650
680/1500-5750
680/1500-6000
700/1500-6000

520/6200

Топливо

92

95

95-98

98

Экологические нормы

-

Евро 5

Евро 5
Евро 6 (TU)

Евро 4

Вес двигателя, кг

~135

135

229

240

Расход топлива, л/100 км (для E32 730i)
- город
- трасса
- смешан.


16.3
7.6
11.0

11.6
6.3
8.2


14.0
7.6
9.9


22.7
10.2
14.8

Расход масла, гр./1000 км

до 1000

до 700

до 1000

до 1000

Масло в двигатель

5W-30
5W-40
10W-40
15W-40

5W-30
5W-40

5W-30
5W-40

10W-60

Сколько масла в двигателе, л

5.75

6.5

8.5

9.3

Замена масла проводится, км

7000-10000

10000

7000-10000

7000-10000

Рабочая температура двигателя, град.

~90

~110

110-115

-

Ресурс двигателя, тыс. км
- по данным завода
- на практике


-
400+

-
н.д.

-
-


-
200+

Тюнинг, л.с.
- потенциал
- без потери ресурса


800+
н.д.


400+
-


750+
600+


750+
н.д.

Двигатель устанавливался

BMW 630 E24

BMW 530i E34
BMW 730i E32
BMW E3 3.0
BMW E9 3.0
BMW 530i E12
BMW 730 E23

BMW 135 E82
BMW M135 F20

BMW M2 F22

BMW M235 F22
BMW 335i F30

BMW 335i E90
BMW 435i F32

BMW 640i F13

BMW 535i F10

BMW X1 E84
BMW 740i F01

BMW X3 F25

BMW X4 F26
BMW X5 E70

BMW X5 F15

BMW X6 E71
BMW X6 F16
BMW 535 GT F07

BMW M5 F10
BMW M6 F13
BMW X5M E70
BMW X5M F85
BMW X6M E71
BMW X6M F86

BMW M5 E60
BMW M6 E63