Самый популярный отечественный внедорожник ВАЗ 2121 «Нива» был разработан на базе вазовской шестерки. Двигатель также остался от ВАЗ 2106, но получил косметические доработки. Позже был создан двигатель 213 на 1,7 литра и мотор 2130 на 1,8 литра. Наряду с обычной «Нивой» выпускается и Chevrolet Niva, на которую устанавливают немного измененный двигатель 213.
Двигатель ВАЗ 2106
Базовый агрегат для «Нивы» является эволюцией движка от «тройки», и от мотора 2103 его отличают увеличенный до 79 мм поршень, при прежнем блоке цилиндров.
Также актуален инжекторный агрегат 21067, который накрыт ГБЦ от инжекторного 21214-го. В ходе эксплуатации выяснилось, что стабильностью отличается именно карбюраторный вариант.
Рядный двигатель 2106 и карбюраторный и инжекторный получил 4 цилиндра с расположенным вверху распредвалом и цепным приводом ГРМ.
Двигатель нужно отнести в классический разряд высокоблочных агрегатов.
При аккуратной эксплуатации и регулярном обслуживании мотор превысит свой заводской ресурс в 125 тысяч км и иногда дослужит до 200 тысяч. При этом вряд ли его назовешь надежней 2103-го.
Перед тем как отправиться в путь, двигатель 2106 нужно прогревать, а зимой эта процедура занимает около 5 минут. Трогаться можно, когда двигатель начинает держать на холостых.
Не стоит экономить на качественном моторном масле, так как при некачественном расходнике после 60 тысяч пробега диаметр цилиндра расширится на 0,15 мм.
Если отмечен повышенный жор масла, то следует замерить компрессию.
«Болезнью» ВАЗ 2106 называют преждевременный износ распредвала.
Отсутствие гидрокомпенсатора вынуждает раз в 7-10 тысяч километров корректировать зазоры клапанов.
Также езда на автомобиле с шестерочным двигателем наполнена шумами, стуками и другими посторонними звуками. К примеру, двигатель детонирует при работе на низкооктановом бензине и при нормальном топливе проблема исчезает.
Металлические стуки издают пальцы поршней и подшипники шатунов.
Из нижней части двигатели одновременно с падением уровня масла раздаются звуки при проблемах с коренными подшипниками. В этом случае автомобиль лучше заглушить и отбуксировать на СТО.
Неустойчивая работа двигателя ВАЗ-2106 обусловлена засоренными жиклерами.
Глохнет на ХХ - нужно регулировать обороты или воздушную заслонку. Если глохнет на ходу, причина кроется в питании или зажигании.
Излишняя температура или закипание двигателя связано с воздухом в охладительной системе.
Троение двигателя вызвано не отрегулированными или прогоревшими клапанами, вышедшей из строя прокладкой ГБЦ или низкооктановым топливом.
Вибрации двигателя возникают, как правило, при износе подушек, а также при дисбалансе коленвала или кардана.
Двигатель ВАЗ 2130 Нива 1.8
Силовой агрегат 2130 для вазовской «Нивы» получил четыре цилиндра с верхним расположением распредвала и цепной привод ГРМ.
Двигатель нужно отнести к традиционным представителям высокоблочной моторной серии.
Если сравнивать 213-й и 2130, то второй на 1,3 мм выше, что позволило установить на мотор коленвал с 84-миллиметровым ходом поршня и увеличить объем двигателя до 1,8 литра.
К вышеперечисленным недостаткам, присущим как для ВАЗ 2106, так и для 2130, можно добавить повышенный износ распредвала и необходимость в регулярной корректировке зазоров клапанов, о чем просигналит стук при работе двигателя на ХХ.
Двигатель ВАЗ 21213 / 21214 Нива
На основе двигателя ВАЗ 21214 собирался и двигателя для Niva Chevrolet, а отличия состоят лишь в адаптации БЦ для монтажа в моторный отсек «Шеви» и крепления навесных деталей и узлов.
В целом карбюраторный и инжекторный вариант рядного агрегата ВАЗ 21213/21214 получил четыре цилиндра и верхнее расположение распредвала.
От «шестерки» 213-й отличается диаметром цилиндра, ГБЦ и меньшей высотой блока цилиндра.
В 21213-ом появился уже натяжитель цепного привода ГРМ и гидрокомпенсаторы.
К основным минусам данной модификации двигателя относятся жор масла, шумы, склонность к перегреву и вибрациям. А в остальном он имеет те же недостатки, что и ВАЗ 2106, подробно изложенные выше.
Двигатели |
ВАЗ 2106 1,6 л |
ВАЗ 21213 / 21214 Нива |
ВАЗ 2130 Нива 1.8 |
Производство |
ВАЗ |
ВАЗ |
ВАЗ |
Марка двигателя |
2106 |
21213 / 21214 |
2130 |
Годы выпуска |
1976 - наше время |
1994 - наше время |
1993-наще время |
Материал блока цилиндров |
чугун |
чугун |
чугун |
Система питания |
карбюратор/инжектор |
карбюратор/инжектор |
карбюратор/инжектор |
Тип |
рядный |
Рядный |
Рядный |
Количество цилиндров |
4 |
4 |
4 |
Клапанов на цилиндр |
2 |
2 |
2 |
Ход поршня, мм |
80 |
80 |
84 |
Диаметр цилиндра, мм |
79 |
82 |
82 |
Степень сжатия |
8,5 |
9,4 |
9,4 |
Объем двигателя, куб.см |
1569 |
1690 |
1774 |
Мощность двигателя, л.с./об.мин |
75/5400 |
81/5200 |
82/5200 |
Крутящий момент, Нм/об.мин |
116/3000 |
125/3000 |
139/3200 |
Топливо |
Аи-92 |
АИ-93 |
АИ93 |
Экологические нормы |
- |
- |
|
Вес двигателя, кг |
121 |
117 |
122 |
Расход топлива, л/100 км (для Celica GT) |
10,3 7,4 10 |
11,5 8,3 10,5 |
16,5 9,7 12,1 |
Расход масла, гр./1000 км |
До 700 |
До 700 |
До 700 |
Масло в двигатель |
5W-30 |
5W-30 |
5W-30 |
Сколько масла в двигателе |
3,75 |
3,75 |
3,75 |
Ресурс двигателя, тыс. км |
125 200 |
80 150 |
80 150-180 |
Тюнинг |
200 80 |
200 90 |
200 80 |
Двигатель устанавливался |
ВАЗ 2106 ВАЗ 2121 «Нива» ВАЗ 21074 |
ВАЗ 21213 «Нива» ВАЗ 21214 «Нива» Niva Chevrolet |
ВАЗ 2120 «Надежда» ВАЗ 2121 «Нива» |