Исследования
Как выглядит кондиционер для «Жигулей», и почему он не стал популярным?
Антон Макров

Автомобиль советского производства практически не ассоциируется с наличием такого устройства, как кондиционер.

Он устанавливался разве что на автомобили марок «ЗиЛ» и «Чайка», что было вполне логично, так как партийная верхушка любила передвигаться с комфортом ничуть не меньше, чем все капиталисты на «загнивающем западе».

В остальных же автомобилях, выпускавшихся в СССР, даже в номенклатурных «Волгах», окрашенных в черный цвет, и нагревавшихся в жаркое время года не хуже духовки, такое устройство, как кондиционер, не предусматривалось ни в одной из комплектаций. Из всех климатических устройств имелся исключительно отопитель простой конструкции. Именно поэтому даже само сочетание слов «Жигули» с кондиционером звучит несколько фантастически. Но это представляет собой реальность, хоть и небольшой степени известности.

Описание и технические характеристики. В первую очередь, стоит сказать, что речь ведется об изделии, сделанном на фабрике, а не собранном своими руками из компрессора от Daewoo Matiz, различных трубок и шланг, купленных на ближайшей разборке, и охладителя, взятого от холодильника. Такие аппараты также имеют право на жизнь, но не настолько интересны, как заводские варианты. Сейчас найти его в полной комплектации достаточно непросто.

Название для кондиционера было выбрано соответствующее – «Прохлада», и представлял он собой готовый комплект для установки и сборки на автомобиле. Прежде всего, подразумевалось, что устанавливаться он будет на классические модели «ВАЗ», так как кронштейн для крепления имелся в комплекте, но сама возможность установки присутствовала для любого автомобиля.

Производство этого устройства осуществлялось в городе Запорожье, на Вильнянском заводе им. Шевченко. Конкретно указанный комплект был выпущен уже после того, как распался СССР, но сам выпуск наладили еще в конце 80-х, так что сама разработка принадлежит еще советским временам.

Кондиционер для автомобиля "Жигули"

Сама идея охладительного бачка, вероятнее всего, была попросту подсмотрена у американских конструкторов. В США такого рода комплексы производились с начала 60-х, подходили для оборудования любой машины, вне зависимости от того, к какой модели она относится. Их нередко устанавливали в пикапы и грузовые автомобили небольшого размера. Начиная с 80-х годов, в Японии такие системы стали выпускаться и для старых автомобилей.

Автокондиционер"Прохлада"

В самом устройстве полностью отсутствует электроника, а конструкция достаточно примитивная, как в оконном блоке кондиционера, которые стояли в окнах практически всех административных здания, модели БК-1500.

Принцип действия. Делается все по такому принципу – при помощи компрессора фреон прокачивается через конденсатор, (по-другому мы его называем просто радиатор), после чего уходит на фильтр, осушитель и испаритель, так происходит по кругу. Самое главное – обеспечить герметичность соединения трубок на стыках.

Рабочий блок

Заключение. Причин того, что устройство не получило должного распространения, может быть немало, но основных имеется две. Первой становится высокая цена, установленная за комплект, совместно с небольшой распространенностью и сложностью монтажа своими руками. Кроме того, имел место дополнительный отбор мощности у мотора, который и так не отличался мощностью.