Исследования
Для кого делали четырехфарные «Волги»?
Марина Мерш

В некоторых советских фильмах можно заметить необычную компоновку модели Волга, которая отличается от стандартной версии четырьмя фарами спереди.

Сам факт четырёхфарности намекал на то, что автомобиль имел особое назначение. В СССР любой легковой автомобиль вызывал уважение и зависть, а «Волгу» моделей ГАЗ-21 и ГАЗ-24 можно было назвать главным и достаточно серьезным мерилом успешности и обеспеченности человека.

Машина КГБ. Не секрет, что четырехфарные модели машин эксплуатировались агентами КГБ. Машины были оснащены моторами V8. Для того, чтобы не выделяться и работать под прикрытием, внешне автомобиль мало отличался от стандартных моделей с четырьмя фарами. Но они были оснащены дополнительным оборудованием, которое использовалось специалистами для своей работы.

Автомобиль для космонавтов. Интересным моментом является тот факт, что эти модели действительно выдавались известным космонавтам в качестве благодарности за их заслуги. Валентина Терешкова первой получила уникальную «Чайку» белого цвета. С технической стороны машины не отличались, но для космонавтов такой подарок от производителей был ценным, поэтому она старалась эксплуатировать машины аккуратно и бережно.

Экспорт. Так как простые граждане СССР не могли стать владельцами данной модели, появлялась информация о том, что эти автомобили изготавливались для экспорта и продажи на иностранном рынке. Объяснить наличие четырех фар вместо двух в данном случае можно логически. Все дело в том, что на иностранном рынке ценились более оснащенные модели, поэтому не исключено, что для того, чтобы привлечь внимание к автомобилю производители пошли на такой шаг.

Для чего на самом деле производили автомобиль. Из-за того, что на потребительском рынке модель не была представлена, она обрастала различными легендами, которые порой были очень яркими и красивыми. Но настоящий смысл производства модели был куда менее интересным, поэтому мало интересовал общественность.

Все дело в том, что на этапе разработки, производители решили, что машина будет выпускаться с двумя моторами. Поэтому для того, чтобы отличать автомобиль от одномоторной версии, было решено сделать четыре фары спереди.

Машины действительно дарились космонавтам, эксплуатировались в КГБ и даже были представлены на иностранном рынке. Но изначально четыре фары были сделаны не для этого.

Получается, что все вышеназванные цели выпуска машины были придуманы не производителями, а советскими автомобилистами. Производителей порой удивляли высказывания, касающиеся данной модели. Особенно те, которые не имели никакого смысла и были просто выдумкой автомобилистов.

Итог. Советский автомобиль Волга с четырьмя фарами выпускался исключительно из-за разницы в техническом оснащении. Машина действительно не была распространена на рынке, но только из-за своей увеличенной мощности и дорогой цены, которая не оправдывалась качеством сборки основных узлов. Более того, производители не видели смысла продавать машину на рынке, учитывая, что покупатели просто не могли себе его позволить.