От того как подкован «железный конь» будет зависеть и эффективность его эксплуатации, и чтобы быть компетентным в этом вопросе, стоит рассмотреть устройство автомобильных шин.
Из чего состоит верх покрышки
Внешний слой автомобильной шины состоит из протектора с характерным рисунком, который отображает ее назначение в определенных погодных условиях, качество проходимости и динамические характеристики. Рисунок шины выглядит как чередующиеся блоки и канавки под названием «ламели».
Также на внешней части покрышки, но по бокам и на «плече», расположены дополнительные боковые протекторы, помогающие преодолевать бездорожье.
В условиях плохого дорожного покрытия автомобилисты стравливают часть воздуха из шины, что увеличивает площадь зоны контакта протектора: бока расползаются и становятся общей платформой с основным рисунком. На сленге автомобилистов этот эффект называется «плющением» резины и чем больше шина расползается, тем больше подходит для езды по бездорожью.
По внутреннему «кольцу» шины проходит посадочный борт, он вправляется за край диска и помогает оптимально фиксировать резину на колесе.
Строение шины по слоям
Скелет покрышки основывается на ткани, состоящей из специальной прорезиненной кордовой нитки, при этом нити переслаиваются со сквиджами (прослойками резины).
Кордовая нить в покрышке может быть из лавсана, капрона или металла, ведь именно от крепости каркаса будет зависеть живучесть и надежность всей шины. Хотя нитки и сквиджы разделены, но при этом они плотно прилегают друг к другу. Резиновые прослойки защищают полимерные нити от влаги и не дают им повреждаться, а также создают дополнительную эластичность всей покрышке.
Шины разделяются по направлению кордовых нитей на:
- радиальные, где корд расположен параллельно, что минимизирует напряжение нити
- диагональные, в котором нити пересекаются друг с другом под углом 50 градусов.
В разрезе шины можно также увидеть брекер - разделяющую прослойку между каркасом и протектором. Он строится из нескольких слоев металлического корда, в каждом из которых нити расположены с определенным промежутком. А между ними проложена резина.
За счет своего строения брекер эластичен и имеет мобильную форму. Сам упругий брекер можно назвать промежуточным звеном между мягким протектором и жесткой основой.
Определение и назначение протектора известно практически всем - это толстый слой резины с протекторным рисунком. Как правило, он изготавливается из искусственного и натурального каучука.
Бескамерные покрышки
Бескамерную резину можно выделить в отдельный класс, так как они совершенно иные по строению, чем камерные. Полое пространство между диском и самой шиной заправляется воздухом, а изнутри на поверхность покрышки нанесен изолирующий слой.
Он состоит из резины с мелкопористой структурой и высоким уровнем газонепроницаемости. В нынешних экземплярах бескамерных покрышек этот слой обладает дополнительными вяжущими характеристиками и при проколе резины на этом месте образуется «заплатка», на которой можно проехать не одну сотню километров.
Для сравнения: в камерных шинах при проколе быстро выходит воздух, и автомобиль начинает наклоняться в сторону пробитого колеса.
Вышеперечисленные общие сведения о составе автомобильных покрышек могут помочь при выборе «обувки» для личного автомобиля.