Высокая стоимость автомобильного топлива заставляет автомобилистов задумываться, какой бензин лучше и как на этом можно сэкономить.
Если брать за основу среднюю стоимость бензина в России, которая колеблется от 31 до 37 рублей, то пробег в 20 тысяч километров обойдется автовладельцам в:
- 63 960 рублей на бензине марки АИ-92
- 73 100 рублей на бензине АИ-95
- 76 880 рублей на бензине АИ-98.
В итоге вышло, что наиболее доступным является топливо с невысоким октановым числом, но при этом применение бензина такого качества неэкономно.
Хороший бензин
Это расплывчатое понятие подразумевает горючее, при заправке которым автомобиль чувствует себя на отлично, то есть непринужденно двигается и меньше «ест». В инструкции к автомобилю всегда указано, что чистота бензина, то есть высота октанового числа, сказывается на расходе топлива - чем выше, тем лучше.
Государственный стандарт определил четыре категории для российского топлива:
Аи-80 - нормальный
Аи-92 - регулярный
Аи-95 - премиальный
Аи-98 «супер».
Октановое число обозначает степень очистки горючего и сопротивление детонации. При перегонке нефти в бензин применяется технология каталитического крекинга, гидрокрекинга и прочих, что дает в результате горючую смесь с октановым числом до 50-60 единиц. Чтобы увеличить октановое число добавляют металлосодержащие, марганцевые, никелевые, эфирные и спиртовые присадки.
При добавлении присадок с добавлением металла получается бензин наивысшего качества, но такое горючее загрязняет окружающую среду канцерогенами и вредными веществами. В современном производстве применяют ферроцен.
При смешивании марганцевых и никелевых присадок со стабильным веществом типа монометиланилина, повышается октановое число бензина, но он редко соответствует нормам Evro-3 и Evro-4.
Бензин с содержанием спирта и эфира неэффективен, так как свойства топлива выделять тепло снижаются.
Результаты эксперимента
Заинтересованные эксперты решили провести эксперимент, может ли бензин АИ-92 достойно заменить 95-й. В качестве объектов для испытаний были выбраны две наиболее востребованные модели - Nissan Almera и Chevrolet Cobalt.
Опыты проводились на полигоне, где можно добиться одинакового режима движения. В инструкции к Nissan Almera было отмечено, что в бак предпочтительнее заливать бензин Аи-92, 95 и 98. Как удалось выяснить у дилера, производитель рекомендует все же заливать 92-й.
Производитель Chevrolet Cobalt не акцентирует внимания на определенном октановом числе бензина, но предупреждает, что если оно будет ниже 91-го то динамические характеристики авто ухудшатся.
После того как баки были залиты 95-м бензином Nissan проехал 454 км и израсходовал полностью 50-й бак. Тогда как Chevrolet прошел 432 км и съел больше горючего.
Когда же в бак был залит 92-й бензин, расход топлива оказался меньше, что свидетельствует о расхождении с теорией - дешевый бензин оказался лучше.
Экспериментаторы провели еще несколько тестов, сменив несколько АЗС, но везде результат показывал, что самым выгодным бензином оказался АИ-92.