Контроль над качеством сгораемого состава топлива осуществляет лямбда-зонд, который расположен в агрессивной среде, но при этом очень хрупок и неустойчив, что приводит его к частым неисправностям. При поломанном лямбда-зонде автомобиль полноценно функционировать не может.
Механизм действия и разновидности лямбда-зонда
Лямбда-зонд постоянно ищет в химсоставе выхлопных газов кислород и определяет его процентное содержание. Если смесь в порядке, то показатель будет равняться 0,1-3%.
Располагается лямбда-зонд в выпускном коллекторе.
Лямбда-зонд или как его еще называют кислородный датчик, может иметь различные модификации.
Так на моделях авто эконом-класса, а также устаревших автомобилях установлены двухканальные лямбда-зонды, определяющие только отклонения в ту или иную сторону показателей содержания кислорода в топливе.
Современные машины бизнес-класса и категории люкс получили в оснащение широкополосные лямбда-зонды, которые определяют отклонения в процентном отношении, что благотворно сказывается на работе мотора. В частности двигатель может стабильно удерживать холостые обороты, экономно расходовать горючее и повышать ресурс авто.
Со стороны электротехники кислородный датчик отзывается на изменение напряжения с центрального блока управления впрыском, который в свою очередь принимает необходимые меры.
Причины неисправности
Сломаться лямбда-зонд может по разным причинам, но неизменно станет хуже работать мотор, так как снижается качество топливной смеси.
На функционал лямбда-зонда может повлиять:
- дегерметизированный корпус датчика и как следствие проникновение внутрь воздуха и выхлопа
- повышение температуры в приборе из-за поломки в системе зажигания или непрофессионального тюнинга мотора
- внушительный срок эксплуатации
- блокировка рабочей поверхности прибора продуктами сгорания при некачественном горючем
- нарушения электропроводки и электросоединений
- удар по корпусу датчика с последующей поломкой внутренних элементов.
Этапы выхода из строя лямбда-зонда
Первым делом кислородный датчик прекращает нормально функционировать в повышенных режимах силового агрегата. На этом этапе электротехнические свойства мотора настолько падают, что лямбда-зонду не удается создать нужный сигнал. Холостые обороты дестабилизируются и начинают «плавать» в обширном диапазоне (300-600 об/мин). Внешне это выражается в подергиваниях авто, из-под капота раздаются хлопки, а на панели приборов загорается сигнал о неисправности мотора. Если снизить обороты двигателя, то тревожные симптомы исчезнут, но нужно обязательно обратить на них внимание.
Во вторую очередь кислородный датчик не работает на холодном моторе и заводится лишь при самой высокой температуре, а до этого ведет себя как при неисправной системе впуска или газораспределителя. То есть автомобиль дергается, если остановить подачу горючего, то резко замедляет ход, а мотор начинается греться свыше нормы.
Если автовладелец проигнорирует вышеперечисленные признаки, что лямбда-зонд выйдет из строя полностью. При таком исходе расход горючего взметнется на 10-15%, режим движения нарушится, а также увеличится токсичность выхлопных газов. В современных авто при неисправном кислородном датчике блокируются все действия водителя и авто переходит в аварийный режим.
Практически все автопроизводители заверяют, что отремонтировать кислородный датчик невозможно и спасет только полная замена этого прибора. Поэтому важно своевременно проводить диагностику, при которой выявится неисправный лямбда-зонд ,что спасет автомобиль от более существенной поломки.