В Лондоне прошли соревнования автомобилей будущего

29.07.2016

В этом году традиционный ежегодный экомарафон «Шелл» состоялся в столице Англии. Это мероприятие, в котором перед юными инженерами и пилотами стоит задача спроектировать и построить суперэкономичный автомобиль, способный проехать максимальное расстояние на одной единице топлива. Корреспондент портала Car.ru отправился в Лондон, чтобы понять, каким образом некоторые самодельные автомобили проезжают на 1 литре бензина более 1000 километров!

В Лондоне прошли соревнования автомобилей будущего

Смотреть все фото новости >>

В экомарафоне приняли участие 300 команд и более 3000 студентов из 29 стран мира. Россию, как и в прошлом году, представила одна единственная команда - гордость и инженерное будущее нашей страны - MADI Eco Team.

В Лондоне прошли соревнования автомобилей будущего 2

Единственная российская команда на экомарафоне «Шелл» - MADI Eco Team

Московская команда под руководством капитана Андрея Сотскова выступает в категории «прототипов» с бензиновыми двигателями. Всего же на ставшем уже традиционном экомарафоне «Шелл» транспортные средства делятся на 6 классов по виду топлива. Кроме бензина участники могут использовать водород, электричество, дизель, синтетическое топливо и сжатый природный газ.

В Лондоне прошли соревнования автомобилей будущего 3

Подготовка «концепта» к квалификационным заездам

Обратите внимание на конструкцию болида российской команды - углепластиковая рама, оригинальное рулевое управление, небольшие колеса, легкий кузов. За спиной пилота находится бензиновый двигатель, аккумулятор, топливный бак. «У нас получилась достаточно простая и надежная конструкция автомобиля, где рулевая колонка не мешает обзору, как на машинах других команд. Вместо традиционного руля в нашем прототипе по краям от пилота расположены ручки-качалки. Вот эта система тяги своей простотой и эффективностью привлекает к нашему болиду внимание других участников. Голландцы даже хотели купить наши чертежи - рассказывает корреспонденту Car.ru инженер команды MADI Eco Team Диана Измайлова.

В Лондоне прошли соревнования автомобилей будущего 4

Уникальная система рулевого управления - гордость команды из МАДИ

Действительно, хорошая обзорность во время гонки крайне важна - ведь на трассе одновременно может находиться несколько десятков автомобилей, а проехать нужно не только экономично, но и безопасно, избегая столкновения с другими болидами. Например, два года назад MADI Eco Team досрочно завершила выступление в соревнованиях, потому что в них врезался автомобиль конкурентов. По регламенту соревнований в данном случае обе команды получают дисквалификацию.

В Лондоне прошли соревнования автомобилей будущего 5

Длина лондонского трека составила 2240 метров. Значительная часть трассы проходила по дорогам общего пользования

Для участников экомарафона «Шелл» 2240-метровая лондонская трасса, проложенная в районе олимпийского парка Queen Elizabeth Olympic Park, оказалась значительно сложнее предыдущей, которая была в Роттердаме. Основная сложность заключалась в наличие 5-процентного подъема и большого количества неровностей, поскольку значительная часть трека проходила по дорогам общего пользования, которые здесь неидеального качества. Именно из-за неровностей на трассе во время тестовых заездов произошло столкновение болида MADI Eco Team с защитным пластиковым барьером в одном из крутых поворотов.

В Лондоне прошли соревнования автомобилей будущего 6

Основной пилот команды MADI Eco Team Татьяна Федорова

«Трасса оказалась более ухабистой, чем голландская, поэтому машина «играла», тряслась, а я билась шлемом о потолок, - говорит пилот команды MADI Eco Team Татьяна Федорова. В какой-то момент на шестом круге крепления нашей крышки не выдержали и сломались. Соответственно 2 заключительных круга я ехала, придерживая крышку в каждом повороте, но в последнем вираже крышка все-таки слетела. Я предприняла попытку ее поймать, но эта попытка не увенчалась успехом».

В Лондоне прошли соревнования автомобилей будущего 7

Экомарафон «Шелл» - это не школьная забава, а серьезные, «взрослые» гонки со строгим регламентом соревнований

Очень повезло, что в результате тарана ограждения на скорости около 20 км/ч болид московской команды остался в рабочем состоянии, не получив серьезных повреждений. «Автомобиль, как обещали мне наши инженеры еще 2 года назад, оказался крепкий, практически, как танк. Я раскидала все отбойники, а с болидом, как и со мной, ничего не случилось, хотя стюарды перепугались не на шутку. Пуля, а не автомобиль», - по горячим следам поделилась своими переживаниями Татьяна Федорова.

В Лондоне прошли соревнования автомобилей будущего 8

Во время гонки на трассе и в паддоках находится большое количество персонала для обеспечения безопасности проведения соревнований

А ведь ничего сначала не предвещало такого развития событий. Ребята из МАДИ уверенно прошли строгий технический контроль и успели выйти на тестовые заезды за несколько минут до закрытия временного окна, отведенного для свободной практики. Машина команды MADI Eco Team уверенно «наматывала» круги по треку, но в какой-то момент просто исчезла из поля зрения зрителей, не заехав, как положено, в финишный коридор безопасности. Только когда я увидел напряженно-задумчивое лицо капитана команды, понял, что произошла нештатная ситуация.

В Лондоне прошли соревнования автомобилей будущего 9

Болид команды MADI Eco Team проходит очередной круг лондонской трассы

Поломка не очень серьезная, ведь сломались всего-навсего клипсы крепления крышки прототипа. Но где взять новые? На всех предыдущих этапах, прошедших в Роттердаме, подобных сложностей не было, соответственно и таких запасных частей ребята из Москвы с собой не взяли. Но решение нашлось достаточно быстро - клипсы были «распечатаны» на 3D принтере! Вот вам и современные технологии в действии. Правда, для этого капитану команды пришлось повозиться с созданием 3D-моделей этих креплений в специальной команде.

В Лондоне прошли соревнования автомобилей будущего 10

Капитан команды MADI Eco Team Андрей Сотсков печатает на 3D принтере крепления крышки концептуального автомобиля

В Лондоне прошли соревнования автомобилей будущего 11

Сергей Меркушев проверяет силовой агрегат после столкновения болида московской команды с блоками безопасности

Несмотря на то, что подготовка к экомарафону длится целый год, финальные доработки в конструкцию болидов студенты вносят даже непосредственно перед попытками, которые идут в зачет. Как показал случай с российской командой, всего предусмотреть невозможно. Несколько дней подряд в паддоке кипит работа. Представьте только - 3000 человек в одном месте шумно занимаются подготовкой автомобилей к заездам.

В Лондоне прошли соревнования автомобилей будущего 12

Работа по подготовке болидов к зачетным заездам не прекращается ни на секунду. В таком режиме команды работают в течение 5 дней

Но далеко не все справляются с задачей проехать зачетные круги. Лондонская трасса оказалась коварнее, чем голландская. Многие участники, которые успешно прошли тестовые заезды, сходили с трека уже во время гонки. Среди главных причин неудач - слабые моторы, мощности, которых не хватало для въезда в подъем, ненадежность всей конструкции, когда автомобили буквально разваливались от постоянной тряски на неровном асфальте, и ошибки в пилотировании.

В Лондоне прошли соревнования автомобилей будущего 13

Затяжной 5-процентный подъем для многих участников стал непреодолимым препятствием

Но поскольку стремительный российский болид не остановили даже защитные барьеры, команда MADI Eco Team успешно завершила гонку, показав хороший результат - 193,74 км на одном литре топлива. Таким образом, москвичи опередили более половины команд, участвующих в экомарафоне «Шелл» в категории бензиновых «прототипов».

Но как достигаются такие низкие цифры расхода топлива? Дело в том, что почти весь трек болид проходит накатом с выключенным двигателем. Пилот лишь иногда и на непродолжительное время запускает мотор, поддает газа, после чего выключает зажигание.

В Лондоне прошли соревнования автомобилей будущего 14

Команды демонстрируют кардинально разный подход к дизайну концептуальных автомобилей

Что интересно, тактика включения и выключения двигателя у разных пилотов отличается: некоторые глушат мотор еще до вершины подъема, докатываясь до его конца, а потом съезжают с горки без запуска силового агрегата, а другие команды, включая MADI Eco Team, выключают двигатель только на самой вершине подъема, тем самым обеспечивая себе максимальную скорость на спуске.

«У нас в автомобиле стоит телеметрия, с помощью которой мы собираем информацию о заезде. Вот сейчас я применила 3 разные тактики: глушила двигатель, не доезжая вершины, потом на самой верхней точки подъема и даже на первой половине спуска, тем самым обгоняя всех своих соперников и быстрее выходя на прямые. Именно такой вариант с поздним выключением мотора и оказался для нас самым эффективным, - говорит пилот MADI Eco Team Татьяна Федорова.В Роттердаме была пологая трасса, но более извилистая, а здесь трек гораздо интереснее, «трехмерный», с перепадами высот. Большие участки проходятся накатом, даже если у тебя машина не экстра класса, как у лидеров».

Лидером же в классе «прототипов» с бензиновыми двигателями стала команда AIRBUS HELICOPTERS Centre de Formation Technique, продемонстрировав какой-то сумасшедший расход топлива - на 1 литре французы смогли бы проехать 2300 километров!

В Лондоне прошли соревнования автомобилей будущего 15

Победитель экомарафона «Шелл» в классе «прототипов» с бензиновыми двигателями

Но за счет чего получается такая большая разница? Посмотрите, команда MADI Eco Team затратила на проезд 8 кругов 92,5 мл бензина, а победитель потратил на ту же дистанцию всего 7,8 мл бензина.

Одна из причин такого отставания российской команды по расходу топлива заключается в использовании конкурентами керамических подшипников вместо металлических. «В этом году мы не стали покупать такие подшипники, ведь один очень дорогие - порядка 11 тысяч рублей за штуку. К тому же в России их не производят, а сделать их своими руками практически нереально. Вот, например, французы сотрудничают с SKF, а у последних есть возможность сделать для них уникальные подшипники. Мы тоже сотрудничаем с SKF, но нам они предоставляют стандартные подшипники. Мы, конечно, можем попробовать сделать подшипники на заказ, но все равно лучше керамических они не будут», - рассказывает корреспонденту Car.ru главный инженер проекта Андрей Ребров.

В Лондоне прошли соревнования автомобилей будущего 16

Команды лидеров используют сделанные на заказ керамические подшипники, в результате чего эти болиды имеют лучший накат, по сравнению с прототипами, где применяются традиционные металлические подшипники в смазке

Еще один важный параметр, влияющий на пробег прототипа - это его вес. Например, болид команды из Мюнхена весит всего 27 кг, а автомобиль MADI Eco Team целых 47 кг. «Я хожу вокруг немецкого болида и не могу понять, почему он такой легкий. Они, похоже, «заморачиваются» вплоть до гаечки, - удивляется Андрей Ребров. Мне нужно с нашей машины еще килограмма 2 скинуть, и я сейчас пытаюсь понять, как это сделать».

Однако в следующем году у московской команды будет совершенно новый автомобиль, при создании которого применят легкие материалы, такие как карбон и композит. Сейчас инженеры из МАДИ прорабатывают технологию соединения различных материалов, чтобы понять, выдержит ли конструкция нагрузку. Дизайн будущего прототипа также будет сильно отличаться.

В Лондоне прошли соревнования автомобилей будущего 17

Так будет выглядеть болид команды MADI Eco Team в следующем году

Даже сейчас автомобили участников весьма разнообразны. Неизменно только одно - общий футуристический вид. А как можно иначе, когда необходимо разработать такую форму кузова, которая бы обеспечивала автомобилю минимальное сопротивления воздуха. Большинство машин категории «прототип», например, по высоте не превышают пластиковые блоки ограждения.

В Лондоне прошли соревнования автомобилей будущего 18

Участники экомарафона «Шелл» на трассе во время финальных заездов

Другое дело - автомобили из категории «городские концепты». Они в отличие от «прототипов» более менее похожи на обычные «гражданские» машины. Болиды имеют 4 колеса, водительское кресло, стеклоочистители, фары, задние фонари, звуковой сигнал и даже буксировочные проушины. По идее, на такие машины можно вешать номера и выезжать на дороги общего пользования. Только не понятно, к какому типу транспортных средств их отнести.

В Лондоне прошли соревнования автомобилей будущего 19

По сравнению с прототипами городские концепты по оснащению более менее похожи на обычные «гражданские» машины: имеют 4 колеса, водительское кресло, стеклоочистители, фары, задние фонари и даже буксировочные проушины

В Лондоне прошли соревнования автомобилей будущего 20

Некоторые команды кроме высокого технического оснащения, демонстрируют свои навыки в автомобильном дизайне

Как и в категории «прототипов», городские концептуальные автомобили по внешнему виду сильно отличаются друг от друга. Некоторые студенческие команды демонстрируют интереснейшие дизайнерские решения, которые, возможно, в будущем будут применяться на серийных городских автомобилях, а некоторые - откровенно куражатся и эпатируют зрителей необычными формами и яркой раскраской. Если не получается оказаться среди победителей соревнований, то хоть необычными формами можно привлечь к себе внимание прессы, а представителей различных изданий здесь предостаточно. Для последних даже есть «взрослый» пресс-центр, как на серьезных гонках, таких как DTM или Formula 1.

В Лондоне прошли соревнования автомобилей будущего 21

С каждым годом экомарафон «Шелл» привлекает все больше зрителей

Большинство команд для участия в экомарафоне самостоятельно ищут себе спонсоров, ведь концерн «Шелл» обеспечивает только все необходимые условия для проведения соревнования, но денег командам не выделяет. Это тоже очень хорошая практика для студентов и учащихся колледжей. Получается, что мало создать собственными руками сверхэкономичный автомобиль, надо еще организовать PR кампанию с целью привлечения инвестиций. Чем больше «медийного шума» вокруг команды, тем лучше спонсорам.

В Лондоне прошли соревнования автомобилей будущего 22

Экстравагантные французские болельщики шумно поддерживают свою любимую команду

Но главное здесь все-таки воплощение в жизнь свежих инженерных решений. В принципе ради этих инноваций и организуется это мероприятие, которое проходит в Европе, Азии и Америке уже более 30 лет. Надо сказать, что результаты очевидны. Например, без финансовых вложений в инновации концерну «Шелл» вряд ли бы удалось создать моторное масло из природного газа Shell Helix Ultra с технологией PurePlus. «Формульная» команда Ferrari тоже должна сказать спасибо специалистам англо-голландского концерна за топливо Shell V-Power, которое заливают в болиды Formula 1. Мы уже писали, что только за счет новой модификации бензина для скудерии, силовые установки болидов «Формулы-1» стали работать на 25% эффективнее.

В Лондоне прошли соревнования автомобилей будущего 23

Зона финального контроля готовности участников перед их выездом на трассу

Однако в «Шелл» не ограничились добычей нефти, созданием моторных масел и топлива - компания разработала и продемонстрировала в Китае, а затем и в Лондоне, собственный сверхэкономичный автомобиль, который был построен известным конструктором Гордоном Мюрреем с учетом тех решений, которые предлагались юными инженерами на протяжении всей 31-летней истории экомарафона.

Согласно проведенным тестам трехместный автомобиль с откидывающийся крышей проезжает 100 километров, расходуя всего 2,64 л топлива, а на производство такого компатквена будет уходить на 69% меньше энергии, чем на создание стандартной семейной машины. Что собой представляет этот автомобиль на практике, можно будет оценить уже осенью текущего года, когда состоятся первые тест-драйвы. В столице Англии можно было только посидеть внутри машины, оценить эргономику и качество отделочных материалов.

В Лондоне прошли соревнования автомобилей будущего 24

Специальный корреспондент Car.ru в Лондоне Николай Назайкинский оценивает эргономику Shell Concept Car

Надо отметить, что в дни проведения экомарафона на территории комплекса всегда работает большая интерактивно-развлекательная выставка для детей. Здесь будущим инженерам показывают различные наглядные опыты, дают познакомиться с новыми технологиями через игры, предлагают собрать модельки автомобилей собственными руками. Все это приводит юных посетителей экомарафона в дикий восторг. Именно таким способом и формируется интерес к науке у подрастающего поколения.

В Лондоне прошли соревнования автомобилей будущего 26
В Лондоне прошли соревнования автомобилей будущего 27
В Лондоне прошли соревнования автомобилей будущего 28
В Лондоне прошли соревнования автомобилей будущего 29
В Лондоне прошли соревнования автомобилей будущего 30
В Лондоне прошли соревнования автомобилей будущего 31
В Лондоне прошли соревнования автомобилей будущего 32
В Лондоне прошли соревнования автомобилей будущего 33
В Лондоне прошли соревнования автомобилей будущего 34
В Лондоне прошли соревнования автомобилей будущего 35
В Лондоне прошли соревнования автомобилей будущего 36
В Лондоне прошли соревнования автомобилей будущего 37
В Лондоне прошли соревнования автомобилей будущего 38
В Лондоне прошли соревнования автомобилей будущего 39
В Лондоне прошли соревнования автомобилей будущего 40
В Лондоне прошли соревнования автомобилей будущего 41
В Лондоне прошли соревнования автомобилей будущего 42
В Лондоне прошли соревнования автомобилей будущего 43
В Лондоне прошли соревнования автомобилей будущего 44
В Лондоне прошли соревнования автомобилей будущего 45
В Лондоне прошли соревнования автомобилей будущего 46
В Лондоне прошли соревнования автомобилей будущего 47
В Лондоне прошли соревнования автомобилей будущего 48
В Лондоне прошли соревнования автомобилей будущего 49
В Лондоне прошли соревнования автомобилей будущего 50
В Лондоне прошли соревнования автомобилей будущего 51
В Лондоне прошли соревнования автомобилей будущего 52
В Лондоне прошли соревнования автомобилей будущего 53
В Лондоне прошли соревнования автомобилей будущего 54
В Лондоне прошли соревнования автомобилей будущего 55
В Лондоне прошли соревнования автомобилей будущего 56
В Лондоне прошли соревнования автомобилей будущего 57

Смотреть все фото новости >>

Просмотров: 8442
Источник: car.ru
Автор: Николай Назайкинский
Выбор читателей:
на правах рекламы
Марка:
Модель:
Цена, руб.: (± 100 000)
Это интересно