Автомобиль ГАЗ-М-20 «Победа» стал первым серийным в Советском Союзе после окончания Второй Мировой Войны. Если быть совсем точным, ГАЗ-М-20 «Победа» был разработан еще в 1944 году. И получается, что машина в 2024 году празднует свое 80-летие.
История создания: любопытные факты
Первый ходовой экземпляр был создан действительно в 1944 году. И тогда же машина была показана Сталину, который дал одобрение на серийное производство.
Проект модели ГАЗ-20 с индексом «М» – полностью собственная разработка. При этом, существует ошибочное мнение, что британский автомобиль Standard Vanguard был моделью, с которой срисована идея. История советского автомобиля началась с 1943 года, после победы в Сталинградской битве. А британская машина еще только согласовывалась в 1944 году, а впервые показали на публике в 1948 году.
Цена нового автомобиля в 1947 году составляла 16 тысяч рублей, что в переводе по курсу тех лет примерно равнялось 4 тыс. долларов. За такие деньги в США можно было купить Cadillac с хорошим уровнем оснащения.
Конструктивными особенностями разработанной машины выступали:
- Несущий кузов;
- Отсутствие выступающих по бокам крыльев, а также подножек и блоков фар.
Конечно, это был еще не тот тип седанов и хэтчбеков второй половины XX века, но налицо был эволюционный шаг вперед. К примеру, спрятанные колеса сохраняли кузов в чистоте, а дверные ручки и вовсе выглядели революционным элементом. К машине подобрали подходящие цвета, и по совокупности автомобиль выглядел совсем не бюджетным.
Машина в 1949 году приняла участие в первом послевоенном автомобильном пробеге «Москва-Минск-Москва». В том году Белоруссия праздновала уже 5-летие освобождения от фашистских захватчиков. А сегодня «Победа» празднует 80-летний юбилей вместе с 80-летием освобождения Беларуси.
Технические характеристики машины
На первые модели ГАЗ-М-20 устанавливали «газовские» моторы с числом цилиндров 6 – ГАЗ-11. Но конструкторы решили, что в такой модификации машина имеет высокий расход топлива, и цилиндры в машине сократили до 4-х.
Тем не менее, мотор был слабоват для относительно тяжелой «Победы». С 2,1-литрового двигателя удалось «снять» всего 50 л. с., что не позволяло машине показать хорошую разгонную динамику.
В первые годы машину собирали едва не вручную, и качество было не на самом высоком уровне. Но в 1948 году машина была доработана, и выпуск пошел серийными темпами – за первые 10 лет было выпущено почти 236 тыс. экземпляров.
С 1951 года начался выпуск лицензионных машин в социалистической Польше. И на местном конвейере выпуск Warszawa продолжался до 1973 года. Всего в Польше было выпущено почти 255 тысяч автомобилей. Еще несколько сотен автомобилей было собрано в КНДР. Но корейцы так и не смогли освоить серийный выпуск модели.
Машина активно экспортировалась. Так, в Финляндии ее активно покупали для работы в такси. А Бельгия не только охотно закупала ГАЗ-М-20, но и умудрялась перепродавать машину в третьи страны.
Сейчас, сквозь годы, можно понять, что автомобиль был не только красив, но и решал транспортную проблему послевоенной Европы.