Что использовать тосол или антифриз?
Какая жидкость лучше - тосол или антифриз? Можно ли их мешать вместе? Как верно выбрать жидкость для охлаждения? Это все интересует множество любителей авто. Мы постараемся все разъяснить и дать четкий ответ на вопрос что лучше применять - тосол либо же антифриз? Перед переходом к рассмотрению темы, нужно разобрать, что собой представляет жидкость для охлаждения, для чего она необходима и что используют для ее производства.
Что собой представляет охлаждающая жидкость?
В функции каждой жидкости для охлаждения (ОЖ) входит не позволять движку перегреться при работе. Раньше для этого пользовались простой либо дистиллированной водичкой, но ее использование имеет несколько минусов, из них:
- Водичка мерзнет зимой и кипит при градусах плюс 100 по Цельсию, другими словами у нее маленький деятельный градусный диапазон.
- Водичка оказывает плохое влияние на некоторые элементы системы охлаждения движка, а именно, так они быстрее ржавеют.
Эти минусы привели производителей авто к мысли о создании жидкости для охлаждения на основании воды и гликолевого состава. В республиках бывшего Союза популярностью пользовались жидкости, в которых использовался этиленгликоль. К тому же, чтобы предотвратить ржавчину деталей системы в состав охлаждайки добавляются противокоррозийные присадочки. Существует таковых два вида:
- На основе силикатов. Эти вещества закрывают поверхности частей внутри системы небольшой прослойкой накипи. Так бывает понижен уровень рециркуляции энергии тепла. Обычно, эти жидкости бывают зеленоватого окраса.
- На основе карбоксилатов. Эти вещества защищают от ржавчины там, где она появляется таким образом, что создается защитный слой. Причем составы с карбоксилатом бывают с длительным сроком работы и при смене охлаждайки нет надобности мыть систему. Окрас этих ОЖ - красноватый.
Эта классификация стандарта во всем мире. Но на сегодня множество фирм пользуются различными красителями, затрудняющими идентификацию того либо иного вещества.
Тосол и антифриз, их различия
Какие есть различия между такими жидкостями, как тосол и антифриз
Сначала им нужно дать определение. Антифриз (это английское слово antifreeze - незамерзающий) - это единое наименование для жидкостей, не замерзающих в холода. В странах, говорящих на английском, чтобы определить автомобильный антифриз пользуются термином Antifreeze Coolant. Есть по отдельности рыночные марки незамерзайки, к примеру, GlasELF, GlycoShell, Havoline, Glysantin, Престон.
«Тосол» - это другая марка жидкости для охлаждения. Первый раз она была выпущена в Советском Союзе в 71 году, во время выпуска автомобиля «Жигули». Этим авто нужны были жидкости для охлаждения с увеличенными рабочими свойствами, которых не имелось у веществ, производимых тогда в государстве. Ее изготовили в государственном НИИ ОХТ, в отделении технологии синтеза органики. Концовка слова «ол» говорит о принадлежности вещества к спиртным.
В самом начале тосол имел состав, который закреплен гос. стандартом. Но на сегодня фирмы, производящие его, делают охлаждайку на основании своих ТУ. Поэтому в России и странах СНГ можете отыскать самые различные марочки тосола с разным качественным составом, как повышенным, так и пониженным.
Антифриз - определение намного шире, использующееся для характеристики жидкостей для охлаждения. А тосол - это один из его видов. Эта путаница со словами появилась после развала Советского Союза, на территории союза стало появляться большое число иностранных машин, которым необходима была жидкость хорошего качества. А у людей «тосол» вызывал ассоциации только с «Жигулями». Поэтому умные деляги стали именовать все охлаждайки словом антифриз. И только жидкость для охлаждения «Жигули» тосолом.
Есть два главных вида тосола - обычный и для северных широт. У первого градусы замерзания минус 40 по Цельсию (бывает голубоватого окраса), у другого - минус 65 по Цельсию (бывает красноватого окраса). Отличительной чертой тосола является то, что там используется этиленгликоль. Другими словами, он сделан на основе минералов. Прочие компоненты - это разные присадки силикатов. Они бывают с низким ресурсом, рассчитанным, примерно на тридцать тыс. км езды.
Иностранные антифризы обычно создают с помощью присадок органики, предназначенных для понижения величины окисляемости рабочих поверхностей при больших градусах. Это означает, что сделаны они по очень прогрессивным технологиям.
Что входит в состав тосола и антифриза?
Тосол производят с этиленгликолем/глицерином/ди-/триэтиленгликолем («антизамерзатели») либо их смеси. К тому же туда вошли - водичка, красящие вещества и ингибиторы ржавчины (по составу есть различия у любой фирмы). Антифриз же сделан на основании похожих антизамерзателей, но еще используют органические присадки. Ниже приводится таблица с перечислением веществ, которые есть в составе тосола и антифриза.
Наименование ОЖ |
Из чего состоит |
Тосол А40-М |
Этиленгликоля, бензоата натрия, буры (боратов), бензоата натрия, нитрита натрия, каптакса, декстрина, бутанола, пеногаситела, красителя, дистиллированной воды |
Антифриз вида G11 |
Этиленгликоля, силикатов (соли кремниевых кислот), красителя |
Сейчас подробно разберем по классам антифризы, их развитие и
вещества, которые входят в них.
Классовое деление антифризов
Антифризы подразделяются на классы при помощи буковки G и числового обозначения, по ним можно судить и о его составных частях и характеристиках. Основоположником подобной маркировочки, стала на весь мир популярная фирмы Фольксваген, выпускавшая когда-то известные марочки антифризов «VW coolant G 11» и «VW coolant G 12».
Таким образом, в соответствии с маркировкой, которая принята в фирме Фольксваген, на сегодняшний день, пользуются следующие виды антифризов:
Сколько содержится ингибиторов в зависимости от пройденного пути
- С силикатами, бывают обозначены как G11 (в соответствии со спецификациями VW TL 774-C). Одним словом, к этому виду относят старенький «Тосол» советских времен. Механизм действия этого вещества состоит в том, что образуется тоненькая пленка для защиты, которая предотвращает ржавчину деталей системы охлаждения. Фирма Фольксваген советовала его для автомашин своего изготовления до 96 года выпуска. Обычно жидкости G11 бывают зеленого либо синего окраса. Это жидкости на основе нитратов, аминов, нитритов, боратов, фосфатов, силикатов.
- С карбоксилатами, бывают обозначены G12 (в соответствии со спецификацией VW TL 774-D). В Европе антифризы Дж12 советует использовать в авто до 2001 г. выпуска. Бывают красноватого либо розоватого окраса.
- С гибридами, G12+ (в соответствии со спецификацией VW TL 774-F). Используются в двигателях с высокими оборотами с большой градусной нагрузкой, применимы в автомашинах 1997-2008 годов выхода (в нашей стране их заливают и в наиболее современные). Бывают с красноватым окрасом.
- «Лобрид» (Lobrid). Обладает индексным обозначением G12++ (в соответствии со спецификацией VW TL 774-G) либо G13. Во втором как основу применяют вместо этиленгликоля - пропиленгликоль. Эти антифризы не являются ядовитыми, могут быстро разложиться и меньше вредят экологии. Но их минус в большой цене, потому в странах СНГ они применяются редко. Данные антифризы советуют использовать в авто, которые произведены последние десять лет. Бывают оранжевого либо желтого окраса.
Нужно добавить, что многие реализуемые на рынке России антифризы не соответствуют упомянутыми спецификациям фирмы Фольксваген. К тому же, для обладания официальной лицензии антифриз обязан проходить аттестации в лабораторных условиях фирмы. Конечно же, 99 процентов продаваемых жидкостей этих исследований не прошли. Поэтому классификация их по G-параметру очень условная и нужно к этому относиться с недоверием.
Можно ли мешать тосол с антифризом?
Опыт смешивания тосола с антифризом
В данной формулировке, которой пользуются многие отечественные любители авто, постановка вопроса не очень-то верна. Так как мы разобрались с тем, что тосол - это также и антифриз, то верно вопрос задается так - «Какие марки антифризов можно смешать друг с другом?».
Не занимаясь мелочами, касающиеся разных реакций из области химии, можно смело сказать, что антифризы типов G12+, G12++, G13 без заминок смешиваются с G11. А G12 смешивается с G12+. Но нельзя намешивать G12 и G11. В итоге их реакции в радиаторном устройстве получится осадок, с трудом вымываемый из системы. Иногда даже возникает смесь в виде желе вместо жидкости для радиатора.
Потому, помня о доводах, не советуем вам намешивать различные виды антифриза. Это делается только в крайних случаях и, если вы точно знаете, что залито в радиаторное устройство. Ни в коем случае нельзя ориентироваться на окрас антифриза. То, что у новенькой жидкости такой же окрас, как и у прежней, что сейчас в движке автомашины, то это не говорит о том, что их можно мешать друг с другом. Нужно точно выяснить дополнительные свойства.
Перемешивание антифриза и тосола с водичкой
Как зависят градусы замерзания от концентрированности антифриза
Множество любителей авто задаются вопросом: «Можно ли перемешивать тосол и антифриз с водичкой?». Обрадуем их - можно. Но с небольшими оговорочками. Для начала - водичка обязана быть дистиллированной. Второй пункт, который не стоит забывать, состоит в том, что чем сильнее будет разведена ОЖ, тем больше своих характеристик она потеряет. А именно, снизятся ее градусы закипания и повысятся градусы замерзания.
Как видим на графичном изображении, линия кристаллизации пошла к низу, до величины, когда объем этиленгликоля становится 67 процентов, а водички - 33 процента. До этого момента вещество бывает, как кристаллы льда и этиленгликоль. В самом низу начинают леденеть обе жидкости.
Потому для того, чтобы объем жидкости стал больше в радиаторном устройстве, можно пользоваться дистиллированной водичкой, но как только у вас получится, долейте антифриз либо тосол. При этом будет правильнее, чтобы она была такой же, что использовалась прежде.
Как соотносится охлаждающая жидкость
Что лучше применять, тосол либо антифриз?
Рекомендуется ли лить тосол в систему охлаждения
Выбор марочки жидкости для охлаждения нужно делать, не забывая о таких параметрах, как:
- температура закипания;
- температура замерзания;
- антикоррозийные свойства;
- смазывающие свойства.
Еще есть дилемма, которая связана с периодичностью. Если вы хотите в будущем пользоваться тосолом либо антифризом классом G11, то вам нужно будет сменять его в два-три разочка чаще, чем антифриз класса G12. Но его цена будет больше, что будет оправдано тем, что реже будете производить смену. Но, не забывая о прочих положительных характеристиках антифриза класса G12 и выше, все же советуем пользоваться именно им. Главный фактор, который следует учесть при этом - совмещается ли материал радиаторного устройства с химическим составом охлаждайки.
При подборе еще нужно придерживаться советов производителей авто, которые указывают на вид жидкости для охлаждения, которой следует пользоваться. Эти сведения можете отыскать в книге авто либо на сайте производителя машины. Постоянно нужно ориентироваться на данные о допусках (одобрениях) фирмы, которая произвела вашу машину на применение определенного антифриза.
Когда выбираете охлаждающую жидкость, всегда нужно обращать внимание есть ли в ней бораты (буры) и фосфаты. Разрешенные спецификации Фольксваген G11, G12, G12+, G12++ не разрешают, чтобы в антифризах были бораты. А российские фирмы (производящие и тосолы) часто грешат так. Еще антифриз не должен содержать фосфаты, амины и нитраты. Когда в жидкости имеются бораты и фосфаты, то она заведомо не попадет в классы G11 и G12. Касаемо силикатов в антифризах G11, допустимо их содержание в рамках 500-680 мг/л, в G12+ - 400-500 мг/л, а в G12++ - содержание силикатов под запретом.
Как разобрать, где подделка?
Есть одна народная методика нахождения поддельного антифриза от неподдельного. Суть в том, что подделки производятся на основе кислоты, способной нанести вред элементам охлаждающей системы движка. Для выявления этого, после приобретения нужно только немного полить на крышку либо маленькую емкость чуток приобретенной жидкости и прибавить туда щепоточку соды для пищевых целей. Когда не произойдет сильной химической реакции - можете быть смелыми в решении лить жидкость в радиаторное устройство. Иначе необходимо взять канистру и идти для выяснения в магазин, где приобретен антифриз, за своими деньгами.
Чтобы выяснить подлинность антифриза и его характеристики при приобретении можете сделать проверку его плотности и pH-фактора (кислотности). Для первого используют плотномер (ареометр), для второго - лакмусовую бумажку. Измерять плотность нужно при градусах плюс 20 по Цельсию. Сильные отклонения способны вести к большим погрешностям. При названных градусах плотность жидкости для охлаждения обязана быть не ниже 1,075 г/см3. Эта плотность указывает на то, что жидкость не станет замерзать при холодах до минус 40 градусов по Цельсию.
В таблице представлена зависимость плотности и градусов замерзания тосола и антифриза от содержащегося в них этиленгликоля
Густота тосола, антифриза, г/см3 |
Наличие этиленгликоля в %, в тосоле, антифризе |
Градусы замерзания тосола, антифриза, °С |
1,115 |
100 |
-12 |
1,113 |
99 |
-15 |
1,112 |
98 |
-17 |
1,111 |
96 |
-20 |
1,110 |
95 |
-22 |
1,109 |
92 |
-27 |
1,106 |
90 |
-29 |
1,099 |
80 |
-48 |
1,093 |
75 |
-58 |
1,086 |
67 |
-75 |
1,079 |
60 |
-55 |
1,073 |
55 |
-42 |
1,068 |
50 |
-34 |
1,057 |
40 |
-24 |
1,043 |
30 |
-15 |
Кислотность проверяется опусканием в жидкость лакмусовой бумажки. Идеален показатель рН в рамках 7-9 (зеленоватый окрас бумаги). Когда получен показатель 1-6 (розоватый окрас бумаги), подучается, что в веществе много кислоты. Когда 10-13 (фиолетовый либо синеватый окрас бумаги) - щелочи.
Послесловие
Итоговое решение, каким видом жидкости пользоваться, примите только вы. При покупке следуйте рекомендациям производителя авто. При выборе, постоянно узнавайте сведения о составе охлаждающих жидкостей, а еще условиях их применения. Так как нет особых различий между тосолом и антифризом, разница лишь в составных частях присадок, а, следовательно, в области использования (для которых автомашины либо движков) и времени работы. Это освободит вас от появления вероятных проблемных вопросов в деятельности охлаждающей системы вашей автомашины.
Регулярно нужно следить за видом антифриза, а именно, осматривать его окрас в бачке расширения. Когда вами не пройден путь, который заявлен для жидкости, а она сменила свой окрас, то нужно ее сменить. Еще не стоит забывать менять жидкость для охлаждения, как показано на графике. Не стоит кататься больше меры и даже используя очень современные антифризы.