Техническое обслуживание
Минеральное моторное масло
Нелли Санникова

Масло для мотора с минеральной основой - это продукт нефтяного происхождения, который делается с помощью перегонки мазута. Его отличия в том, что у него нестабильные характеристики и большая степень испаряемости. Масла на минерале, также делаются из технических культур сельского хозяйства.

Так как технология получения минерала не очень сложна - стоят эти масла намного меньше, чем те, что на синтетике.

Натуральных, чистых масел на минерале почти не бывает, так как свойства смазки могут быть у них лишь при оптимальных градусах без сильной нагрузки. Потому в ДВС применимы лишь с присадочками для стабилизации, дабы масляные вещества получились более функциональными.

Эти присадки увеличивают антикоррозийные, противоизносные, а также моющие свойства масел для моторов на минерале. Так как характеристики эксплуатации масел на минерале не выдерживают огромные градусы, они могут загустеть в холод, а при кипении станут засорять движок продуктами горения. Именно из-за этих свойств масло на минерале для машин, кроме своей базы, имеет еще примерно 12 процентов присадок. Масло на минерале хорошего качества производится из хороших продуктов нефти и обладает большой очищаемой степенью.

Из чего состоит минеральное масло

«Минералка», применяемая в качестве смазочного материала, бывает с таким составом:

  1. Парафины из щелочи и циклические.
  2. Циклановые - 75-80 процентов, с ароматом - 10-15 процентов и циклано-ароматические углеводороды - 5-15 процентов.
  3. Очень малый объем ненасыщенных и алкановых углеводородов.

Масла для мотора на минерале тоже с содержанием кислородных и сернистых производных углеводородов, и плюс смолисто-асфальтовых соединений. Но в базе масел для смазки двигателей все эти соединения не вошли в том объеме, каком написано выше, ведь их глубоко очищают.

Помимо самого основания минералки с разными вяжущими свойствами, масляное вещество бывает с комплектом добавок, которые помимо того, чтобы улучшать показатели эксплуатации, еще добавляют недостатки. Так как большие градусы оказывают плохое влияние, присадки очень скоро сгорают, потому масляное вещество меняет свои характеристики. Это особо заметно на моторах с огромным пробегом.

Для хорошей деятельности ДВС смену масла на минерале советуют делать после 5-6 тысяч км езды, пока оно не потеряло свои свойства.

Вяжущие свойства масла на минерале

Как в минеральном, так и в прочих масляных веществах (синтетике, полусинтетике), вяжущие свойства это важная часть. В масле для мотора, как и во многих ГСМ, вязкостные свойства меняются из-за температуры (чем меньше, тем сильней масло станет вяжущим, либо наоборот). Для оптимальной деятельности движка они не должны быть больше, либо меньше конкретного значения, другими словами, при запуске холодного мотора в минусовую погоду, вязкость масляного вещества должна быть малой. А летом при запуске нагретого двигателя масляное вещество должно быть не сильно жидковатым, чтобы посередине трущихся деталей была прочная пленка и нужный нажим.

Масляное вещество для движка бывает с определенным индексом вязкости. Этот показатель показывает зависимость вяжущих свойств от температурных колебаний.

Вязкостный индекс масляного вещества - величина без размера (просто цифра), не измеряющаяся в определенных единицах. Этот числовое определение покажет «степень разжижения» масляного вещества и чем больше этот индекс, тем больше градусный диапазон, обеспечивающий нормальную функциональность движка.

Графическое изображение вязкости кинематики масла на минерале от градусов.

В маслах на минерале, где не имеется добавдок вязкости, объем индекса будет колебаться от 85 до 100, с присадочками - до 120. Маленький вязкостный индекс указывает на плохой запуск движка при малых градусах в холода и плохой защищенности от изнашивания при больших градусах.

По стандартам SAЕ, главные определители вязкости (типы) масляных веществ на минерале бывают: 10W-30, 10W-40 и 15W-40. Двое, которые разделены буковкой W, указывают на градусный диапазон, в котором конкретное масляное вещество применимо. Другими словами, его вязкостные свойства при низком температурном пороге, как и при высоком, должны обеспечить хорошую деятельность мотора.

Например, если это 10W40, то его градусный диапазон использования - от минус 20 до плюс 35 градусов, при этом при плюс 100 градусов его вязкостные свойства должны быть 12,5-16,3 сСт. Выходит, если выбирать смазку для движка, необходимо знать, что в маслах для мотора на минерале вязкость меняется в обратном порядке пропорционально градусам - чем градусы масляного вещества больше, тем его вязкость бывает меньше и наоборот. Свойство этой зависимости имеет отличия исходя из того, какой вид сырья и способ использовались при изготовлении масляного вещества.

О вязкостных присадочках масляного вещества

Толщина пленки масла между трущихся поверхностей, будет зависеть от вяжущих свойств масла. И это, конечно же, станет влиять на деятельность движка. Как мы разобрали выше с градусной зависимостью вяжущих свойств, большая вязкость обычно дает большую толщину пленки масла, а если понижается вязкость масляного вещества, толщина пленочки станет меньше. Поэтому для предотвращения изнашивания некоторых элементов (кулак распределительного вала - толкатель), нужно добавить в минералку помимо присадок вязкости еще и против задиров, потому что в этом узле создать пленочку масла необходимой толщины просто нельзя.

Масляные вещества различных фирм бывают с содержанием разных пакетов добавок, которые порой не совмещаются.

Дополнительные свойства масла на минерале

Помимо главных свойств масла на минерале есть и немного других.

  1. Градусы вспышки показывают легкокипящие фракции. Этот показатель указывает на свойство испаряемости масла при работе. У плохих масел градусы вспышки низкие, из-за чего расходуется много масляного вещества.
  2. Число щелочи - указывает на свойство масляного вещества нейтрализовать вредные кислоты и противодействует отложениям с помощью активных присадочек.
  3. Градусы застывания - показатель, который определяет градусы, при которых масло на минерале стынет и теряется его текучесть из-за того, что кристаллизуется парафин.
  4. Число кислотности - указывает на наличие продуктов окисленного масла.

Минусы и плюсы масла для мотора на минерале

К главным минусам масла для мотора на минерале относят нестабильные параметры при разных градусах, а также, быструю окисляемость и разрушаемость (выгорают добавки при сильных градусах), что плохо действует на деятельность движка. Единственным плюсом является стоимость.

Масла на минерале в большинстве используют как механическую смазку, хотя гидрокрекинговые масляные вещества, которые получают с помощью перегонки и сильной очистки, добавляя пакет добавок еще используют в современных авто (к примеру, Субару,) как смазку для движка. Это масло на минерале бывает близко по качественным характеристикам к синтетике, но быстро устаревает и теряет свои свойства. Поэтому нужно производить смену масляного вещества в два раза чаще.

Советы от производителя авто, как применять масляное вещество найдете в специальной литературе. Хотя частенько стараются заливать лишь масло на синтетике, а не минералку. Просто же масло на минерале нужно для стареньких видов движков, либо в моторах с огромным пробегом и лишь летом. Предназначение можно определить классификацией по качественному уровню.