Смазка под названием «Циатим-201» является антифрикционной смазкой для возможности применения в разных ситуациях. Обычно используется в малых или средних по загруженности узлах скольжения. Используют ее в основном для авиационной и автомобильной техники, в электромеханических приводах и точных приборах. Уникальна она областью применения, ведь используется она при значительно низких температурах (-60 градусов), при невысокой влажности, а также небольших нагрузках. Поэтому частенько встречаются в районах Крайнего Севера.
Рассмотрим основные пункты:
- Характеристика
- Область применения
- Аналогичные смазки
- Сравнительная характеристика «Циатима 201» и «Циатима 221»
Характеристика
Смазка вида «Циатим 201» соответствует ГОС 6267-74, в его составе представлена смесь нефтяного масла с малой вязкостью, в процессе использования с литиевым мылом сгущается. Кроме того в состав входит антиокислительная присадка, обеспечивающая морозостойкость и тугоплавкость. Внешне представляет собой мазь светло-желтого цвета, иногда приобретает светло-серый коричневый оттенок.
Свое название смазка получила благодаря аббревиатуре учреждения, которое в прошлом веке вело его разработку, а именно, занимался изобретением смазки Центральный научно-исследовательский исследовательский институт авиационного топлива и масла. Основные характеристики рассмотрим в приведенной ниже таблице:
Характеристика |
Значение |
Диапазон рабочих температур |
-60°С.+90°С |
Температура каплепадения |
+175°С |
Эффективная вязкость при -50°С и среднем градиенте скорости деформации 10/с, не более |
1100 Па•с |
Стабильность против окисления, мг КОН на 1 г смазки, не более |
3 мг |
Предел прочности при +50°С |
250.500 Па |
Массовая доля свободной щелочи в пересчете на NaOH |
0,1 |
Испаряемость при +120°С, за 1 час, не более |
25% |
Пенетрация при +25°С |
Не нормируется |
Срок годности от даты выпуска |
5 лет (60 месяцев) |
Коллоидная стабильность, % выделенного масла, не более |
26% |
Коррозионное воздействие на металлы |
Выдерживает |
Температура хранения и транспортировки |
-30°С.+30°С |
Содержание свободной щелочи в пересчете на NaOH, не более |
0,1% |
Содержание воды |
Отсутствует |
Специфика свойств |
|
Легко подвержена смыву, в результате своей мягкой консистенции и недостаточной липкости. |
|
Консервация очень низкая. |
|
В результате механических действий происходит быстрое разрушение свойств смазки, прочность стремится к минимальному значению. |
|
Химическая стабильность удовлетворительна, что объясняется присутствием анти-окислителя. |
|
Под действием повышенных температур или при хранении не уплотняется. |
|
Коллоидная стабильность смазки ЦИАТИМ-201 низкая. |
Смазка не содержит токсичные составляющие, поэтому не обязательно использовать какие-либо средства для защиты, регулируются они нормами отрасли в каком-либо производстве.
Во время возгорания применяются различные средства пожаротушения, но не нельзя применять воду!
Перед вами смазка с истекшим сроком годности.
Среди недостатков выделяются: быстрое высыхание смазки на открытом воздухе. Использовать смазку для деталей на открытом воздухе не стоит, на открытом воздухе смазка не сохраняет свои свойства, а если смазку хранить слишком долго, она растеряет свои характеристики, поэтому открытие литровой банки в момент небольших затрат будет нерациональным. После истечения сроков годности смазки происходит ее расслойка, после чего применять ее в дальнейшем неуместно. Применять смазку «Циатимом 201» не нужно для смазки высоконагруженных пар.
Занимаются производством «Циатима 201» многие, и многие не совсем следуют стандартам ГОСТ 6267-74, поэтому производят смазку по своим техническим методикам. Потому стоит обращать внимание на производителя продукции при выборе товара.
Применение «Циатима-201»
Зависимость кислотного числа от толщины слоя смазки «Циатим-201»
«Циатим-201» нашел широкое распространение из-за своей низкой стоимости и морозоустойчивости. Что касается узлов автомобильной техники, то им смазывают:
- Подшипники
- Осей октан корректора на распределителях зажигания
- Осей вращения механизмов
- Валики
- Подшипники, отвечающие за скольжение
- Петли и тросы
- Рулевую рейку
- Клеммы аккумулятора. Не стоит забывать, что «Циатим-201» не стоит использовать в ситуациях, когда она напрямую контактирует с водой, а также не применена в условиях повышенной влажности, более 80%.
Обусловленное это тем, что смазка быстро впитывает в себя влагу, таким образом теряя основные свои свойства, это относится и к литиевым составам, таким как «Литолу-24». При повышенной влажности уместно применять кальциевые смазки, применение Циатим-201 не уместно в роли консерванта.
В настоящее время применение смазки уже не отвечает прежним требованиям, поэтому при производстве смазки происходит замена масла МВП на масла вида МС-6 и МС-8. Рассмотрим существующие аналоги смазки для применения на трущихся поверхностях.
Аналоги
Существует несколько видов аналогов смазки Циатима201 иностранного производства:
Некоторые аналоги смазки «Циатим 201»
- BPEnergrease SY-HT 2- представляет собой высококачественную смазку, пригодную для использования при высоких температурах. Среди свойств можно выделить: антиокислительная свойства, а также стабильность при использовании в широком спектре температур, от -50 до 200 градусов.
- Смазка ShellAeroShellGrease 6 в состав смазки входят ингибиторы, задерживающие процесс окисления, а также коррозию. В основном пригодна для подшипников антифрикционных, для коробок передач, применима при температурах от -40 до 121 градуса по Цельсию.
- Смазка ShellAeroShellGrease 22. Применяется в тяжёлых условиях, в ее основе лежит синтетическое масло, которое загущено при помощи Микрогеля. В состав входят присадки, не вызывающие коррозию и износ. Применима при температурных режимах от -65 до 204 градусов.
- Смазка MobilMobiltemp SHC 32.- представляет собой пластиковую смазку, используемую длительное время, служит для закладки в шариковые и роликовые подшипники. Промазываются такой смазкой также шпонки, винты, применяема при температурах от -50 до 180 градусов по Цельсию.
Отечественные аналоги продукции представлены фирмами «Эра», «Зимол», «Лита», «Циатим-221» и многие другие.
Сравнение смазки вида «Циатим-201» и «Циатим-221».
При выборе смазки, у некоторых автовладельцев возникает вопрос, возможно ли использование смазки «Циатим221» вместо смазки Циатим-201», можно с точностью отметить, что использование возможно, только существуют отличительные особенности, а именно:
- Смазка «Циатим-221» это водная смазка на основе силиконового масла, очень пластичная. Можно использовать при обработке поверхностей вида металл-металл и металл-металл резина. При долговременном взаимодействии с резиной, может привести к ее вздутию.
- Применение при температурных режимах отлично у «Циатим-221» диапазон составляет от -60 до 150 градусов по Цельсию;
- Покупка «Циатим-221» обойдется дороже примерно в 3-5 раз.
- Срок длительности эксплуатации значительно больше, чем у «Циатим-201» составляет наряду с последним примерно 40 лет.
- Производство смазки соответствует ГОСТу 9433-80.
Можно сказать что для применения авто такого вида смазки неэффективны, ведь сейчас уже существуют более современные и многофункциональные их аналоги.
Выводы
После вышесказанного можно отметить, что смазка «Циатим-201» по цене выходит недорого, применять ее можно при больших морозах, поэтому и пользуется популярностью среди автолюбителей. Среди минусов выделяется небольшая амплитуда температурного режима применения, невозможность применения при больших нагрузках, а также невозможность применения при высокой влажности, а также на воздухе мгновенное высыхание.
Поэтому в настоящее время в результате появление других различных смазок с улучшенными свойствами, данная смазка уже не является универсальной и многофункциональной. Поэтому лучше при необходимости приобретите современную смазку с увеличенным температурным диапазоном. Но если такая смазка нашлась у вас среди деталей в гараже, то она будет пригодна для использования в вышеперечисленных случаях.