Трансмиссия
Балансировка карданного вала на автомобилях
Нелли Санникова

Балансировка карданного вала достаточно простой процесс, требующий использование специальных инструментов, поэтому такую работу выполняют как дома, так и на СТО. Но обращение с таким вопросом к работникам СТО более уместно, ведь при самостоятельном вычислении массы балансировки расчеты менее точные. Самостоятельно выполнить и правильно отмерить можно несколькими способами, об этом поговорим позже.

Содержание:

  • Признаки возникновения балансировки
  • Самостоятельная балансировка
  • Балансировка работниками автосалона

Признаки и причины разбалансировки

При возникновении вибрации корпуса автомобиля можно понять, что произошла разбалансировка кардана. С каждым разом при наборе скорости вибрация будет возрастать, сильные вибрирующие процессы могут проявляться уже на скорости 60 км/ч. Это происходит в результате смещения центра тяжести самого вала, после чего центробежная сила, возникшая в следствии это, способствует подбрасыванию авто во время езды. Сопровождается вибрация обычно Гулом, возникающим из-под дна автомобиля.

Процесс разбалансировка не несёт ничего хорошего для железного друга, поэтому уже с первыми возникшими признаками необходимо приступать к ее устранению.

Разбалансировка могут способствовать различные причины:

  1. Разбалансировка в результате естественного износа деталей, в ходе длительного использования.
  2. Деформация, возникающая в результате нагрузок.
  3. Брак, в ходе производства.
  4. Зазоры, возникшие между частями вала.

Вибрации, возникающие в ходе движения авто могут свидетельствовать не только в сбое работы кардана, но и в ходе разбалансировки колес.

После появления вышеописанных признаков, необходимо сразу приступать к устранению причин, выполнить ремонтные процедура самостоятельно.

Самостоятельные ремонтные работы

Воспользуемся для балансировки кардана дедовским методом, данный мотель не сложный, но выделить на него стоит время. Для начала воспользоваться необходимой ямой, куда предварительно стоит установить автомобиль. Заранее подготавливаем различные грузик разной массы, чтобы отбалансировать колеса. Вместо грузчиков к использованию подходят кусочки электродов, подготовленные заранее.

Обычный грузик, необходимый для балансировки

Схема работы:

  1. Длина карданного вала разделяется на глаз на 4 части, можно разделить и на большее количество частей, все будет зависеть от желания самого автолюбителя.
  2. Далее к поверхности первой условной части крепится грузик, чтобы он удерживался плотно, но с вероятностью последующего демонтажа. Прикрепить, возможно, при помощи пластиковой стяжки, скотча и других приспособлений. Вместо грузчика к использованию пригодны и электроды, из поместить под хомут возможно и несколько штук. После чего наблюдают за массой, во время снижения их уменьшают, а при увеличении- добавляют.
  3. После чего проводим тестирование авто, автомобиль выгоняют на выровненную дорогу и наблюдают за вибрацией.
  4. После того, как вы заметите, что колебания не стали по амплитуде меньше, тогда необходимо авто снова загнать в гараж и постепенно переставлять груз.

Установка грузика на карданном вале

Далее выполняем пункты 2 ,3 и 4 по мере того пока не будет происходит уменьшение вибрации. После чего определяется масса грузика, таким образом исключить вибрацию можно полностью.

После чего в заключении стоит закрепить грузик надёжно на кардане, в данном случае можно прибегнуть к электросварке. Если электросваркой воспользоваться нереально, тогда можно прибегнуть к помощи холодной сварки, либо просто при помощи металлического хомута плотно закрепить его.

Самостоятельная балансировка кардана

Обратиться можно ещё к одному способу балансировки. Для этого стоит изъять карданный вал у автомобиля. Далее подбираем достаточно ровную поверхность, после чего на нее помещают 2 стальных уголках либо швеллера, какого размера не имеет значения, помещаем на расстоянии немного меньше, чем длина самого кардана.

После чего на них помещаем сам кардан, таким образом, можем определить, существуют какие-либо изъяны в нем, смещается ли центр тяжести. Заметите это, при прокрутке и прогибе болячки тяжёлой части книзу. Поэтому понять, в какой части произошла деформация, автовладелец определит безошибочно. После чего проводит такие же процедуры, что и в предыдущем способе, далее происходит установка грузика и вычисляется момент разбалансировки, масса и место деформации грузика. Грузики прикрепляются на противоположную сторону утяжеленной части кардана.

Воспользоваться при балансировке можно и анализатором частоты, соорудить можно своими руками. При этом вам понадобится программа на компьютере, имитирующая осциллограф, который указывает на уровень частоты, которая возникает во время колебаний, в результате вибрации кардана. Скачать такую программу реально и в интернете.

Для выявления и замены звуковых колебаний необходимо воспользоваться микрофоном в поролоне, соорудить самостоятельно такой прибор не проблема, для этого необходим динамик и прутик из металла, передающий волновые импульсы на него. Для этого прикручивается болт в самую середину динамика, в который и помещается прут. На выходе прикрепляется провод, с расположенным на нем штекером, далее он доходит до входа микрофона в компьютер.

Далее стоит следовать следующим подсказкам:

  1. Необходимо повесить приводную ось машины, чтобы колеса крутились свободно;
  2. После чего стоит разогнать до того значения скорости, при котором возникает вибрация;
  3. При использовании чувствительного микрофона стоит поднести его к указанным вами отметкам, при динамике, имеющим металлический щуп, поэтому тогда его прикрепили его туда, где будет ближе всего расстояние к отметкам;
  4. Ставим 4 метки вдоль по окружности, чтобы они были четко нанесены каждые 90 градусов, пронумеровываем их.
  5. После чего крепким грузик к первой нанесенной метке, массой от 10 грамм и до 30 грамм, используя ленту для крепежа. Можно закрепить грузик при помощи болтового соединения.
  6. После чего грузик прикрепляется к каждой отметки вдоль окружности. То есть грузик перемещаем четыре раза, все измерения колебаний фиксируем в блокноте или на компьютер.

Место расположения дисбаланса

После проведенного эксперимента мы получаем силовые результаты напряжения, обозначенные на осциллографе, отличаться они будут между собой величиной замера. Далее выстраиваем схему по соответствующим числовым значениям. Проведём окружность, расставили четыре направления, соответствующие местоположению груза, после чего от центра указываем направления в виде отрезков, длина которых будет соответствовать полученным замерам, далее разделяем отрезки с помощью перпендикулярных отрезков, исходящих от середины направляющих 1-3 и 2-4. Далее откладываем отрезок от середины окружности, он должен пройти в месте пересечения уже отложенных направляющих, до тех пор, пока он не пересечется с окружностью. Таким образом, вы получите точку дисбаланса, нуждающаяся в компенсации. Рисунок.

Точка, которая будет компенсировать грузик, располагается диаметрально противоположно. Массу груза можно вычислить согласно следующей формуле:

Учитывая, что показатель дисбаланса соответствует изначальному значению дисбаланса; Уровень вибрации соответствует снятым показаниям напряжения, полученным по осциллографу, которое получено до постановки пробного груза; Среднее значение вибрации- усредненные показатели между замерами, измеренными при помещении пробного груза, расставленного соответственно по 4 точкам; Масса грузика соответствует значению груза, помещенного для проведения эксперимента; Значение, равное 1,1 это используемый поправочный коэффициент.

дисбаланс должен соответствовать следующим значением от 10 до 30 грамм, для определения массы можно прибегнуть к экспериментальному методу. При таком способе точно нужно знать место для установки, а массу дисбаланса устанавливаем в процессе езды.

Но применения описанного метода самостоятельной балансировки кардана вам поможет побороть проблему на короткий промежуток времени, избавиться от вибрации получится только на время, для полного устранения необходимо использовать технологический метод, ведь детали, работающие при существующей вибрации, быстрее изнашиваются и теряют работоспособность.

Балансировка в автосалоне

На фото изображен станок для балансировки

Работа по балансировки кардана в автосалоне, примерно, составит 5 тысяч рублей, поэтому если у вас имеется такая сумма, то лучше обратиться к специалистам. Во время диагностики автомобиля, его поместят на специальный стенд, чтобы провести динамическую балансировку. Поэтому стоит изъять карданный вал и расположить на данном стенде. Прибор, с помощью которого осуществляется балансировка, представлен набором датчиков и поверхностей для контроля.

При разбалансировке вала он при прокручивании касается поверхностью до этих элементов, таким образом можно проанализировать геометрию и возникшие искривления. Все данные сразу выскакивают на мониторе.

Выполнить ремонт можно разными методиками:

  • Поместить пластины для балансировки непосредственно на кардан, для вычисления массы и расположения обращаются к компьютерной программе, закрепляются при помощи заводской сварки.
  • Балансировка с применением токарного станка. Такой метод уместен, если сильно повреждена геометрия элемента. В таком случае придется изымать верхний слой металла, в таком случае произойдет уменьшение крепости вала, а нагрузка увеличится при этом.

Станок подобного типа смастерить самостоятельно для балансировки соорудить невозможно, ведь его конструкция сложна. Но без него произвести качественную работу не получится.

Выводы

Приступать к балансировке карданного вала своими силами вполне возможно, но нудно иметь в виду, что самостоятельная балансировка окажется не качественной и подобрать подходящую массу не получится. Поэтому эффект от такой балансировки будет временным, добиться отличных результатов возможно только при обращении в автосалон к специалистам.