Автомобили
Спрятанный в лесу советский лимузин, найденный через 60 лет
Антон Макров

В Советском Союзе занимались выпуском представительских лимузинов. Такие транспортные средства не использовались и не были доступны обычным гражданам. Возможно, именно поэтому они привлекли к себе такой интерес. Если вспоминать самые распространённые модели, нельзя не упомянуть ЗИС-101.

С началом Великой отечественной войны большое количество роскошных лимузинов данной модели, которые имели кожаную отделку салона, попало на фронт

ЗИС-101 стал самым первым массовым лимузином, который выпускался на заводе Зим за все время производства. Сборка данной модели шла в период с 1936 по 1941 год. В этот временной промежуток с конвейера выпустили чуть более 8500 экземпляров. Согласно теории, такой транспорт мог получить даже обычный гражданин, но это проводилось путём лотереи. Были другие случаи, когда такой лимузин получали обычные граждане – за особые заслуги перед Отечеством.

Большое количество таких лимузинов попало в таксопарки крупных городов. По большей части транспорт был предназначен только для высшего партийного и военного руководства Советского Союза. История создания данной модели имеет много интересных фактов. Самый популярный относится к этапу разработки модели — внешний вид лимузина проектировался не в Советском Союзе. Такой дизайн был выбран благодаря американской компании Budd, которая специализировалась на мелкосерийном выпуске роскошных автомобилей. За оформление новой модели Советский Союз заплатил сумму 500 000 $.

С началом Великой отечественной войны большое количество роскошных лимузинов данной модели, которые имели кожаную отделку салона, попало на фронт.

С началом Великой отечественной войны, большое количество роскошных лимузинов данной модели, которые имели кожаную отделку салона, попало на фронт. Здесь техника моментально претерпевала изменения. В целях маскировки хром на кузове полностью закрашивали зелёной краской, а оптику прикрывали посторонними элементами. На одном из таких автомобилей передвигался генерал Михаил Фёдорович Лукин, который в то время командовал 19 армией. Именно на его плечи легла обязанность командования окруженными частями Красной армии.

Части, которые находились недалеко от Вязьмы, испытывали острую потребность в топливе и продовольствии. На тот момент единственным и самым верным решением стал прорыв из окружения. Поэтому Лукин издал приказ — выбрать из техники наиболее работоспособную. С остальных машин нужно было слить топливо и полностью вывести из строя. Так как модель ЗИС-101 отличалась повышенным расходом топлива, её ждала та же участь. Однако, один солдат, которому было приказано сжечь данный автомобиль, не стал этого делать. Он просто спрятал транспорт в неприметном месте и обложил его еловыми лапами. Предварительно он слил все технические жидкости и снял трамблер с аккумулятора.

Впервые на разрушенный транспорт наткнулись только в конце 1990 годов

Логично, что про этот автомобиль так никто и не вспомнил. Впервые на разрушенный транспорт наткнулись только в конце 1990 годов. От роскошного лимузина сохранилась только рама и некоторые кузовные элементы с рулевым управлением. Внутри ещё можно обнаружить фрагменты синей кожи и некоторые комплектующие салона. Известно, что в конструкции к моменту обнаружения уже не было двигателя. Вероятно, ещё в 1970 годах автомобиль был обнаружен и полностью разобран на металл.

Предшественником ЗИС-101 являлся лимузин Л-1

Данная модель получила неофициальное название среди обычных граждан — фронтовой лимузин. Не все знают, но история создания данного транспорта напрямую связана с фигурой Сталина. Считается, что инициатива создать первый представительский автомобиль в ССР поступила именно от него. Однако он на советском лимузине так и не передвигался — отдал предпочтение зарубежным аналогам.

Его клиренс составлял всего 19 см, поэтому он не слишком подходил для передвижения по фронтовой дороге

Предшественником ЗИС-101 являлся лимузин Л-1. В оснащении новой модели предлагали 8-цилиндровый двигатель мощностью 110 л.с. Он мог разгонять транспорт до 115 л.с. В паре с двигателем работала 3-ступенчатая коробка передач. Позже такую трансмиссию использовали в "Победе" и "Волге".

С самого начала Великой отечественной войны ЗИС-101 оказался на фронте

Автомобиль впервые в истории советской автомобильной промышленности получил механические тормоза с вакуумным усилителем. Летом 1940 года инженеры провели обновление советского лимузина. Мощность двигателя сумели повысить до 116 л.с. К названию прибавилась дополнительная буква "А".

С самого начала Великой отечественной войны ЗИС-101 оказался на фронте. Его клиренс составлял всего 19 см, поэтому он не слишком подходил для передвижения по фронтовой дороге. Но военные начальники даже в таких условиях ценили комфорт и не могли отказаться от лимузинов.

Итог. Советский лимузин ЗИС-101 использовался для высшего партийного и военного руководства СССР. В военный период такую технику тоже использовали, но тщательно маскировали. Необычная история произошла с одним экземпляром, который был спрятан в лесу и найден лишь спустя 60 лет.