Автомобили
Почему автомобили, изготовленные в СССР, не боялись ржавчины?
Антон Макров

Очень часто на дорогах крупных городов или в посёлках можно увидеть технику, которая производилась ещё во времена СССР. Она проживает не первое десятилетие, но до сих пор находится на ходу. Многие представители автомобилей в данном сегменте даже находятся в хорошем состоянии, несмотря на серьезный возраст. И всё это на фоне того, что современные транспортные средства уже через 3 – 5 лет после приобретения начинают покрываться ржавчиной. Такое явление часто приводит к закономерному вопросу – почему автомобили, которые собирались в Советском Союзе, не подвергаются ржавчине так, как современные?

Основная причина, почему автомобили, изготовленные в Советском Союзе не ржавели, – качество обработки кузова от воздействия внешних условий

Автомобили, выпускаемые в Советском Союзе, действительно ржавели меньше, чем продукция АвтоВАЗ, производимая в период 2000 – 2012 годов. Такое явление можно объяснить сразу несколькими причинами. Одна из них касается подхода к процессу производства, а другая затрагивает современные условия эксплуатации.

Качество обработки. Основная причина, почему автомобили, изготовленные в Советском Союзе не ржавели, – качество обработки кузова от воздействия внешних условий. Если провести проверку самостоятельно и измерить толщину лакокрасочного покрытия, можно будет сильно удивиться. На автомобилях старого образца отмечается более плотный слой ЛКП. Он хорошо препятствует появлению ржавчины на поверхности металла. В Советском Союзе старались не жалеть краску, грунт или лак. Главным являлось качество, а не стоимость. Безусловно, отечественные автомобили были далеко не на первом месте в плане комфорта, но качество всегда оставалось на высоком уровне. Но что произошло с продукцией АвтоВАЗа в последние десятилетия?

Ещё одна возможная причина заключается в качестве используемого металла. В СССР оно было на порядок выше

Если внимательно изучить лакокрасочное покрытие у модели ВАЗ-2107 2010 г. выпуска, можно определить, что слой краски, грунта и лака здесь минимальный. Именно поэтому даже стандартный пескоструй, который всегда встречается при передвижении по дорогам, наносит колоссальный вред покрытию. И это открывает дорогу образованию ржавчины, которая за короткое время может оставить новый автомобиль без порогов.

Ещё одна возможная причина заключается в качестве используемого металла. В СССР оно было на порядок выше. Сейчас такой материал не может противостоять образованию коррозии на поверхности. В результате автовладельцам остается идти на крайние меры – заливать всё мастикой или мовилем.

Нельзя сказать, что автомобили, выпускаемые в Советском Союзе, не были подвержены ржавчине

Современный автомобиль уже перестал ассоциироваться с надёжным транспортным средством. Владельцы из разных уголков страны вынуждены уделять больше внимания его обслуживанию именно из-за подверженности к образованию коррозии. Такие процедуры, как обработка антикором раз в сезон, уже стали чем-то нормальным и привычным.

Особую роль играл и подход к обслуживанию транспорта

Нельзя сказать, что автомобили, выпускаемые в Советском Союзе, не были подвержены ржавчине, но они сталкивались с такой проблемы гораздо позже, чем современные машины. Особую роль играл и подход к обслуживанию транспорта. Заботливые владельцы своевременно убирали все очаги коррозии, пока они не разрастались до сквозных отверстий.

Если сравнить данный параметр, то для модели ВАЗ-2101 АвтоВАЗ использовал листы стали 0.7 - 1 мм

Автомобилисты, которые застали автомобили, произведенные в Советском Союзе, могут подтвердить, что металл в них был гораздо толще. Если сравнить данный параметр, то для модели ВАЗ-2101 АвтоВАЗ использовал листы стали 0.7 - 1 мм. Наиболее тонкий слой использовался при изготовлении задних крыльев, капота и крышки багажника. Самый толстый слой использовали для порогов, так как именно это место считалось наиболее уязвимым.

Современная Lada Vesta, которая является самым бюджетным и распространенным автомобилем в России, изготавливается из стали толщиной 0.6 - 0.8 мм

Волга делалась из стали толщиной 0.9 - 1.2 мм, крышу и днище штамповали из 2-мм металла. Поэтому крышу нельзя было даже при делании промят пальцем, как у современных автомобилей.

А теперь обычное сравнение. Современная Lada Vesta, которая является самым бюджетным и распространенным автомобилем в России, изготавливается из стали толщиной 0.6 - 0.8 мм. И это не единственное отличие. Если сравнивать показатели, толщина металла действительно уменьшилась, как и сама сталь.

Многие экземпляры из СССР все еще передвигаются по дорогам

Напомним, что в СССР антикор не был представлен в таком количестве, как сегодня. Тогда автомобилистам приходилось самостоятельно мастерить составы для защиты железного коня. Несмотря на это, многие экземпляры из СССР все еще передвигаются по дорогам и выглядят достойно для своего возраста.

Итог. Современные отечественные автомобили стали наиболее подвержены образованию коррозии, чем советский транспорт. Объяснить данное явление можно использованием металла низкого качества и тонким слоем лакокрасочного покрытия.