Запорожец стал по-настоящему народным транспортным средством. Его создавали для одной цели — выпустить в производство автомобиль, который имел скромные запросы и надежную конструкцию.
По поводу второго часто ходили споры, но в экономичности этой разработки не сомневался никто. Аналогичные транспортные средства были во многих странах Европы, но «Запорожец» отличался от них одной особенностью.
Прототип. Кто-то может сказать, что известная «Волга» тоже подходит под статус народного автомобиля, и в этом есть своя правда. Но этот автомобиль чаще использовался для такси и начальников среднего звена. Кроме того, ни о какой экономичности здесь речи не шло. «Запорожец» с 1960 годов мог позволить себе и простой гражданин. Первое поколение «Горбатых» выпускалось в период с 1960 по 1969 год. Уже в 1964 году на конвейер встал ЗАЗ-966, получивший прозвище «Ушастый».
Принцип выпуска машины. Это был относительно дешевый в производстве транспорт, поэтому при его создании старались экономить во всем. Главный принцип состоял в том, что машина должна ехать, а остальное не так важно. Про комфорт, конечно, можно было забыть. Летом в салоне было слишком жарко, а зимой, наоборот, холодно. Печка работала сама по себе - в первом положении был просто обдув, во втором появлялся теплый воздух. В суровые зимы его хватало только для того, чтобы отогреть лобовое стекло. В салоне было холодно, так как теплый воздух быстро покидал негерметичный кузов.
Еще одна проблема в зимнее время — система торможения. Использовать ее в таких условиях было довольно рискованно. Центр тяжести был сзади. И если на дороге гололед, высока вероятность поездки задом наперед. Можно подумать — какой же это народный автомобиль, если к нему было столько претензий? В то время даже такой транспорт был в радость. Современному же пользователю подавай климат-контроль на несколько зон и полный пакет подогрева.
Главное отличие «Запорожца» от его аналога — заднее расположение двигателя. Данную идею пытался реализовать Юрий Долматовский — советский инженер, конструктор и журналист. Он был тверд в своих убеждениях о том, что массовый и народный транспорт должен отличаться задним расположением мотора.
В те времена в СССР уже было транспортное средство с такой компоновкой — СМЗ-1. Проблема в том, что ее выдавали бесплатно инвалидам, а для повседневного использования она не предусматривалась. В послевоенные годы в некоторых странах Европы выпускали аналогичные коляски, но в СССР климат был более суровым и жестким. Поэтому и потребовался автомобиль, который можно было использовать круглый год даже в таких условиях.
При заднем расположении мотора карданный вал не нужен, поэтому транспорт получается существенно легче, а дорожный просвет выше. Схема передачи крутящего момента на передние колеса оказалась сложнее, чем на задние. Но во главу угла было поставлено максимальное удешевление производства и упрощение конструкции, поэтому «Запорожец» и получил двигатель в задней части кузова.
Итог. «Запорожец» - народный автомобиль, который появился в СССР в 1960 годах. Он отличился задним расположением мотора, что позволило сделать конструкцию более бюджетной в изготовлении.