ГАЗ-ААА - очень редкий автомобиль, который сегодня очень сложно встретить в исправном состоянии и с полноценным дном. Многие мечтают о том, чтобы просто сфотографироваться рядом, а другие просто берут и проводят тест-драйв.
В СССР изобретали все, что
изобреталось. У инженеров был настолько широкий разброс
фантазии, что некоторой технике многие удивляются до сих пор.
Специалисты разработали ГАЗ-А, им стало мало, в итоге появился
ГАЗ-АА. Но даже такая конструкция казалась не совсем
совершенной и догадайтесь, что было потом? Правильно, был построен
ГАЗ-ААА. Рассмотрим, зачем Горьковский автозавод разработал три
оси.
Трехосный автомобиль -
это транспорт, скорее, не для высокой грузоподъемности, а для
проходимости. Весовой контроль в Советском Союзе был развит не так
сильно, поэтому даже на двухосных моделях могли перевозить большие
грузы. Однако, ГАЗ-АА не так эффективно месил грязь - военных этот
факт расстраивал больше всего. Красная Армия должна была показывать
только положительные стороны, поэтому требовалась более совершенная
техника. В итоге, на Горьковском заводе приняли решение - строить
трехосный грузовичок. Разумеется, за основу был взят ГАЗ-АА.
Решение было
совсем к месту. Как раз в тот период «полуторка» только
развивалась на рынке и имела большой потенциал. Поэтому задача перед инженерами стояла не совсем сложная -
нужно было создать тележку в задней части. В то время редукторы
могли быть 2 видов - с конической или червячной передачей. ГАЗ в
своей технике развивал первый вариант, а вот в новой разработке
применил червячную передачу Timken. Однако, военные были
крайне недовольны таким решением, так как были приверженцами
унификации и настаивали на внедрении конической передачи, как у
ГАЗ-АА.
Заметим, что у червячной передачи
имелись некоторые недостатки. Концы рессора закреплялись на чулке
моста при помощи бронзовых деталей, которые называли «яблоки».
Конструкцию официально признали не совсем надежной и довольно
дорогой. Поэтому Timken
не мог на 100% удовлетворить запросы ГАЗ, в
итоге завод был вынужден разрабатывать собственную конструкцию.
Было решено выполнить проект в двух вариантах - коническом и
червячном. Первый экземпляр для тестирований вышел в 1932 году, его
обозначили как НАЗ-НАТИ-30, а второй - НАЗ-НАТИ-30К. Многие
полагали, что в сборку пойдет именно тот вариант, который хотели
военные. Однако, об унификации можно было сразу забыть -
конструкция была слишком замудреной, поэтому выбрали вариант с
червячной передачей.
Первые серийные
ГАЗ-ААА появились уже в 1935 году. Однако, это был немного
видоизмененный автомобиль. Трехоска за годы выпуска претерпела
различные модернизации. Уже в 1937 году
вышло первое обновление ГАЗ-ААА. Именно такой автомобиль и проходил
тест-драйв уже в современное время. Специалисты сумели распознать
его по некоторым деталям.
Главный нюанс -
бензобак на 60 литров в качестве дополнения, который стоит под
кузовом. Ранние автомобили лишались бензонасоса, а в этом
экземпляре он присутствует. Мотор в ранних ГАЗ-ААА мог выдавать
только 40 л.с., в модернизированных - 50 л.с. По всем этим
признакам можно предположить, что экземпляр выпустили именно в 1937
году. Если бы он выпускался позже, рулевой редуктор крепился бы 3
болтами, а не 2. Если бы это был ранний автомобиль, здесь не было
бы четвертой оси и других признаков.
Тележка. При
детальном рассмотрении можно заметить, что трансмиссия и подвеска у
тележки более, чем уникальные. Некоторые следы от
Ford проглядываются
лишь в редукторе, во всем остальном - заслуга отечественных
инженеров. В качестве КПП стоит 4-ступенчатая, как и на ГАЗ-АА.
Производитель применил карданные валы открытого типа.
Во время тест-драйва
машина показывала себя хорошо. Однако, трехоска имеет немного
другую плавность хода и маневренность. Рулевое управление очень
тяжелое. Чтобы развернуться или даже повернуть на узкой улице,
нужно иметь знания сенсея. Конечно, в
кабине очень тесно, нет печки и даже более или менее приличных
тормозов. Однако,
ГАЗ-ААА намного приятнее обычной полуторки. Несмотря на это, на
конвейере модель пробыла недолго. Основная причина - последствия
войны. Завод был практически полностью разбит, восстанавливать цех
для сборки ГАЗ-ААА было некогда. Помимо этого, стоимость модели
была довольно высокой. В самом начале цена была менее 5 000 рублей,
после обновления она дошла до 9 500 рублей. Несмотря на это, в
период с 1935 по 1943 выпустили 37 000 автомобилей. ГАЗ-ААА и
нескольких модификаций.
Итог. ГАЗ-ААА - легендарный автомобиль, о котором, почему-то, многие забыли. Создавался специально для военных и ушел с конвейера во время войны из-за разбитого завода.