Практика создания машин с броней имела место еще с
начала прошлого века, а их сборка выполнялась параллельно с
танками.
СССР, который перенял подобную традицию у Российской
империи, продолжил выпуск
бронированных машин на колесах, на поле боя показывавших себя
не хуже танков. Согласно утверждению некоторых исследователей,
именно они смогли сдержать натиск немецких «пантер» и «тигров» на
протяжении непростого 1941 года. Лучшими среди них были следующие
модели.
БА-И. Еще начиная с 1920-х годов, СССР заключил
договор о сотрудничестве с компанией «Форд». Однажды советские
производители приняли решение о необходимости закупки у американцев
комплектующих для сборки грузовиков компании «Тимкен», на самом
деле представлявших собой FORD-AA в трехосной комплектации, числом
1 тысяча штук.
После того, как сборка машин была завершена, было решено отдать их для нужд военной промышленности. Но первоначальный вид решили изменить, посредством добавления бронированной защиты, результатом чего уже в 1931 году стала презентация под руководством К.Дыренкова бронированной машины Д-13. Но ее конструкцию посчитали очень громоздкой, поэтому проект так и остался на бумаге.
Более удачной стала версия, собранная на Ижорском заводе, получившая название БА-И, что было сокращением от «Бронеавтомобиль Ижорский». Именно его сотрудниками была создана конструкция, ставшая позже классикой для бронемашин среднего размера. Для ее выполнения производилась обрезка шасси на 400 мм, а вокруг него устанавливался обновленный бронекорпус, пришедший на замену клепаному. Общая же компоновка особым изменениям не подвергалась.
Совершенной данная машина не являлась, а основным недостатком стал перегрев мотора, двигающего 4-тонный аппарат. Второй отрицательный стороной было отсутствие вентиляции в кабине и сильная тряска. Но на вооружение его все же поставили.
За полтора года выпуска было произведено 110 единиц таких авто.
БА-3. В 1930-х годах отмечалось накаливание международной обстановки, что означало недостаточность огневой мощи бронированных машин. Результатом попыток увеличения этого потенциала стало создание новой бронированной техники, представлявшей собой объединение БА-И и БА-3. У этой модели уже имелась башня, конструкционно напоминающая аналогичный узел танка Т-26.
Сам корпус изменен практически не был. Было увеличено до четырех количество людей в экипаже, с возрастанием массы с 4 до 6 тонн, что на степень проходимости особо не повлияло.
Усиление также повлияло и на вооружение, теперь представлявшее собой орудие калибра 45мм. Это открывало перед машиной новые возможности, в плане поражения практически любой вражеской бронетехники на приличном расстоянии.
Имелись и недостатки, главным из которых стали проблемы с системой питания мотора, так как топливо попадало туда из баков самотеком. Появись пробоина рядом с рубкой - и экипаж оказался бы в потоке раскаленного топлива. Но это не стало препятствием для того, чтобы начать выпуск машины, которой за все время была выпущена 221 единица.
БА-6. Начиная с середины 30-х годов, подобные автомобили начали собираться на заводе ГАЗ. Имеется в виду грузовой автомобиль ГАЗ-ААА советского производства. Немногим позже он был подвергнут модификации, аналогично машине на Ижорском заводе, в результате чего был создан бронированный автомобиль БА-6. Как и в предыдущем случае, особых изменений внесено не было в корпус и вооружение. Бронезащита в лобовой части стала толще и была убрана дверь в заднем борту. Модернизирована была и вентиляционная система, крепление капсулы для экипажа к раме, появилось освещение внутри. Шины также изменились - теперь их делали из губчатой резины, что позволило обеспечить их пуленепробиваемость.
Итог. Эти три автомобиля были одними из лучших бронированных машин для своего времени, на поле боя успешно вступавшие в сражение с танками немецкой армии.