СССР
Как жили и работали советские дальнобойщики?
Антон Макров

В СССР выехать за рубеж в большинстве случаев было невозможно. Но путешествовать по международным трассам могла одна категория граждан - водители из организации “Совтрансавто”, которая занималась зарубежными перевозками. К персоналу данной организации устанавливались высокие требования, так как за границей они являлись представителями большой страны.

Фото: «CAR.RU»

Требования. Чтобы стать сотрудником организации “Совтрансавто”, нужно было подтвердить лучшие качества. Кроме того, требовалось подтвердить благонадежность и преданность советским идеалам. Данное предприятие находилось под строгим контролем КГБ по понятным причинам. Большое внимание уделяли кандидатам, которые имели семьи. К примеру, если мужчина претендовал на должность водителя в данной организации, он должен был иметь жену и 2 детей.

Данное условие являлось гарантией того, что он не сбежит в капиталистическую страну при возможности. Каждый дальнобойщик проходил жесткий инструктаж, в рамках которого объясняли правила поведения и контактов за рубежом. На начальном этапе на международные рейсы не выпускали никого. Нужно было 1,5 – 2 года проработать на должности автомобильного слесаря. Только после длительного обучения и успешной сдачи экзаменов гражданин мог приступать к выполнению обязанностей.

Сначала выпускали на внутренние рейсы, а через время - за границу. Так, первое время водитель мог отправляться в Югославию, Чехословакию, Польшу, Румынию, Болгарию, ГДР. Только после прохождения такого этапа автомобилисту открывалась дорога в дальнее зарубежье. Кандидатов ждали следующие этапы подготовки:

  1. Прохождение проверки органами государственной безопасности.
  2. Владение иностранным языком на разговорном уровне.
  3. Водительский стаж не менее 5 лет с открытыми категориями С, Е, первый класс.
  4. Положительная характеристика с предыдущего места работы.
  5. Владение знаниями о транспортных законах других стран.

В месяц водитель международного рейса мог получать 500 рублей. Внутри страны дальнобойщики тоже могли получать больше денежных средств, так как предусматривались подработки. К примеру, на Севере за 1 месяц работы с большегрузами можно было получить 1100 рублей.

Работа дальнобойщиком в Советском Союзе считалась престижной. Но к специалистам выдвигались строгие требования, которые дополнялись многочисленными проверками.