Автомобили
АПА-7 — автомобиль, разработанный в СССР
Антон Макров

Золотым веком для автомобильной промышленности в Советском Союзе стала вторая половина 20 века. Именно в этот период многие автопроизводители выпускали новые проекты, которые не были похожи на зарубежные аналоги и существовавшие на рынке модели. В послевоенный период компании в Советском Союзе были вынуждены разрабатывать малолитражные транспортные средства, которые были неприхотливыми в обслуживании и не требовали много затрат на ремонт.

Данный агрегат на базе небольшого Москвича получился достаточно компактным и экономичным

На рубеже 1940 – 1950 годов на Московском автомобильном заводе начала происходить быстрая и необъяснимая перестановка руководящих кадров. Раз в несколько месяцев директора и главные инженеры менялись – их направляли с одной должности на другую. Был период, когда директором успел побывать Василий Николаевич Тахтаров. В конце 1949 года исполняющим обязанности главного конструктора стал Александр Фёдорович Андронов. Он работал на предприятии продолжительное время – с августа 1944 года.

Несмотря на постоянные перемены, Андронов сумел удержаться на своем посту. Уже в 1951 году он занял должность главного конструктора. К слову, данный пост он сохранял за собой на протяжении более 20 лет. Именно этот человек сумел определить судьбу завода и особенности выпускаемых с конвейера транспортных средств.

В 1949 – 1950 годах Тахтаров и Андронов, которые только заняли свои должности, проводили осмотр территории предприятия. Здесь находились недостроенные здания, которые были заброшены ещё во времена существования КИМа. В это же время предприятие не располагало собственным кузнечным и прессовым производством. Все штампованные детали завод получал со смежных предприятий – от ЗИС и ГАЗ. Были моменты, когда по вине данных производителей завод не выполнял поставленный план. Главным решением в данном случае было достроить КИМовские цеха.

С минимальным количеством затрат топлива его можно было перегонять собственным ходом на нужный объект

На пути к такой цели оставалось только добиться стабильного финансирования со стороны Совета министров Советского Союза. Тахтаров предложил взять денежные средства на реконструкцию и освоить производство совершенно новой модели. Он предлагал разработку электросилового агрегата для установки в реактивные самолёты. Именно в этой сфере наблюдалась большая заинтересованность командования военно-воздушных сил. Данный агрегат на базе небольшого Москвича получился достаточно компактным и экономичным.

На железнодорожную платформу можно было грузить два или сразу четыре Москвича. Малогабаритный транспорт входил в грузовой отсек небольшого военно-транспортного самолёта и не занимал много места на палубе речного судна. С минимальным количеством затрат топлива его можно было перегонять собственным ходом на нужный объект. По расчётам мощности электрического агрегата хватало для запуска и обслуживания реактивных самолётов, которые существовали в начале 1950 годах.

Совет министров вынес постановление, в котором указывалось, что для освоения электросиловой машины нужно будет увеличить капиталовложения в Министерство автотракторной промышленности. Но при этом нужно было сократить капиталовложения для Министерства обороны. В послевоенный период на Московском автомобильном заводе сформировался серьезный коллектив конструкторов, который сумел самостоятельно подготовить полный комплект документации на базовую модель.

Агрегат ЭА-7 состоял из ДВС, генератора, двух авиационных аккумуляторов, щитка управления, кабелей для подключения к бортовой сети самолёта

Техническое задание поделили на две части. Первая представляла собой разработку пикапа на базе Москвича. В кузове данного транспорта нужно было установить электрический агрегат. Вторая часть была более сложной – разработать сам агрегат модели ЭА-7. Комплексный автомобиль АПА сначала числился в заводских документах как Москвич-400Э-428. Первый образец был изготовлен уже в марте 1951 года. До октября специалисты построили шесть опытных машин. Именно на них отрабатывались все узлы конструкции и проверялось соответствие всем требованиям технического задания.

Агрегат ЭА-7 состоял из ДВС, генератора, двух авиационных аккумуляторов, щитка управления, кабелей для подключения к бортовой сети самолёта. На борту автомобиля устанавливали два бензиновых мотора. Первый представлял собой стандартный тяговый двигатель для обычного транспорта. Он располагался в передней части, в моторном отсеке.

Второй двигатель разместили в агрегатном отсеке в задней части. Он не был связан с трансмиссией, но мог приводить в действие генератор при помощи временной передачи.

Итог. В середине прошлого века в СССР вели разработку АПА. Это был автомобиль с необычной моторной компоновкой, который мог обслуживать реактивные самолёты.