Сегодня все мы привыкли ко многим автомобильным терминам, которые плотно вошли в жизнь. Например, к названиям кузовов - седан, внедорожник, хэтчбек и прочие. Некоторая часть пришла в автомобильный мир еще из каретного дела, а другие появлялись путем соединения латинских и английских терминов.
Фуры. Сегодня таким словом называют
крупные седельные тягачи, которые имеют полуприцепы. Однако, еще
100 лет назад такое слово применялось в отношении совсем иного
транспорта. Например, до 50-х годов ХХ века так называли крупные
телеги. А в южной части Российской империи такой термин применялся
к повозкам, запряженным волами. А погонщика фуры у нас называли
«фурманщик».
Слово «фура» имеет немецкие корни, а в переводе
«длинная телега». С середины 20 века такое название стали применять
для габаритных прицепов, которые только начали появляться. После
этого, оно плотно вошло в словарный запас автомобилистов и теперь
так обозначают
грузовые автомобили.
Седан. Слово с древними европейскими корнями. Сегодня так называют некоторые легковые автомобили. Однако, еще в 19 веке его применяли к носилкам в Италии, на которых переносили пожилых вельмож и дам. Происходит оно от древнего слова «sede» - в переводе «кресло». Есть и другая версия происхождения данного слова - от города Седан, который располагается во Франции - здесь было массовое производство подобных носилок. После этого в городе начали изготавливать кареты, а затем - автомобили. Именно французы первыми сделали из открытой пролетки настоящую закрытую карету с двигателем. На самых первых седанах мотор располагался в передней части, а багажник выглядел как чемодан, который закрепляли сзади.
Хэтчбек. Такой кузов появился относительно недавно, когда в послевоенное время инженеры начали экспериментировать с седанами и создавать что-то новое. При разработке было введено требование - уменьшить длину автомобиля, чтобы удешевить производство. Первый классических хэтчбек - MINI с передним приводом. А новый тип кузова было решено назвать «hatchback» - «люк сзади».
Лифтбек. Слово имеет английские корни и переводится как «поднимающаяся задняя часть». Как правило, длина такого кузова очень схожа с седаном, однако, задняя часть немного другая - крышка багажника открывается со стеклом. Этот тип кузова сразу оценили по достоинству, поэтому подобные автомобили есть не только в массовом классе, но и среди премиум-авто.
Универсал. Слово исходит от латинского и
переводится как «общий». Это двухобъемный кузов, который имеет
большое багажное отделение и большую заднюю дверь.
В довоенный период универсал считался дешевым
вариантом пикапа. Грузовая часть была выполнена из дерева - это
понижало стоимость. Такие автомобили эксплуатировали для развоза
людей по городу. Популярность к кузову пришла в середине ХХ века в
Америке, когда в универсалах стали перевозить крупный груз. В
последствии такие автомобили превратились в семейные.
Пикап. У этого термина сразу несколько
значений в английском языке. В самом начале его употребляли
золотоискатели для обозначения работы при помощи кирки. Ударять и
ковырять землю, чтобы найти золото, обозначалось как «pick-up». После этого слово вошло в обиход и
применялось в разных целях, в том числе для обозначения перевозки
грузов и кратковременных любовных связей.
Пикап
появился почти сразу после изобретения авто. Однако, до 70-х годов
это был транспорт, который использовали на фермах. Когда
индивидуальные домохозяйства стали развиваться, потребовалась более
удобная техника, на которой можно было бы перевозить груз. Сегодня
автомобили в кузове
пикапа полностью вытеснили универсалы в Северной
Америке.
Итог. Многие термины, к которым мы все привыкли, еще в прошлом веке применялись для обозначения совершенно иных вещей. То же относится и к названиям популярных кузовов.