Сегодня любой желающий может приобрести автомобиль, даже если в кармане нет денег - во всем выручают кредиты и прочие программы. А вот в СССР купить личное транспортное средство не могли даже те люди, у которых были средства для этого, а вся проблема заключалась в дефиците. Наверняка, каждому в детстве папа или дедушка рассказывал, какие очереди собирались за машинами. При этом, не было никакой речи о выборе - какая машина досталась, такую и приходилось брать. Однако, были в истории и такие случаи, когда транспорт можно было купить без очереди.
Сейчас многие скажут, что такого времени не было - люди всегда стояли в очередях и на этом точка! Однако, это не совсем так. В 1983 году на многих предприятиях начали появляться объявления, которые в самом начале восприняли как чью-то шутку. На бумажках было указано, что тот, кто желает приобрести транспортное средство «Москвич» без очереди и в кредит, может обратиться в профком.
Никто сперва даже не мог поверить в такой аттракцион щедрости - люди до этого годами стояли в очередях и мечтали а машине, а тут ее можно было купить за один день. Нужно было всего лишь оформить кредит и получить транспорт в руки. Ошарашенные граждане долго пытались понять, где подвох - может обдерут деньги или машины не в самом хорошем виде. В то время уже никто не ждал ничего хорошего от Советской власти. Однако, на удивление многих, оказалось, что никакого подвоха здесь нет - бери кредит и забирай машину.
Такая программа, если ее можно так назвать, действовала в СССР недолго - около 2 лет. А образовалась она по следующей причине. В 1983 году ВВС сбил гражданский самолет из Южной Кореи. Его приняли за разведку, так как он сильно отклонился от намеченного маршрута. Конечно, такое событие взволновало весь мир. Мировое сообщество и многие страны не могли принять такой поступок - на борту самолета, который был сбит, находилось более 200 человек.
В результате, те страны, куда отвозились товары АЗЛК, ввели санкции против Советского Союза и отказались приобретать товар. Все это привело к тому, что в наших пределах накопилось слишком много «Москвичей» - производство шло, а покупать было некому. Поэтому, в 1983 и 1984 годах граждане могли без очереди приобрести транспорт в кредит - такие блага длились недолго. Однако, когда АЗЛК понял, что экспорт обрывается, он тут же перенаправил производство для внутреннего потребителя - и дефицит вернулся на круги своя.
Конечно, в истории можно найти и другие объяснения такого явления. В то время многие производители пытались развернуть производство. ВАЗ запустил вторую линию, АЗЛК производил следующую модель, а КАМАЗ планировал выпуск Оки. Однако принцип дефицита настолько въелся в страну, что власть не могла отказаться от него. За дефицитный транспорт люди были готовы отдавать все, что у них было. Поэтому вскоре вторая линия ВАЗа ушла на реконструкцию, а автомобили снова стали труднодоступными.
Итог. Бесконечные очереди за автомобилем в СССР объяснялись дефицитом. Однако, в 1983 году приобрести транспорт можно было без долгого ожидания. И у такого явления есть 2 объяснения.