По своей популярности в свое время с ГАЗ-21 ни одна другая модель в СССР не могла сравниться. Только различных модификаций, разработанных для машины, было 32. Возникали даже сложности с их маркировкой – букв в алфавите всего 33.
Проблемы маркировки и Олень
Всего за время производства 21-й «Волги» были использованы 19 наиболее распространенных букв алфавита, как А, Е, К и другие.
Не использовались редкие буквы:
- З
- Ч;
- Х;
- Ы.
Также не задействована оказалась литера «О», которую во время печатных машинок можно было спутать с цифрой «ноль».
Разные модификации отличались по мощности двигателя, по типу коробки передач. Переустанавливалось местами также рулевое колесо.
При разработке еще прототипа ГАЗ-21 на макет впервые установили бегущего оленя. Этот символ еще с XVI века относился к символу Нижнего Новгорода. В итоге было принято решение перенести символ и на автомобили, выпускаемые на местном заводе.
Правда, «Волга» с индексом 21 не стала первой моделью со статуэткой оленя. Впервые на себя примерила ее модель ЗИМ ГАЗ-12. А на ГАЗ-21 олень перешел взамен пятиконечной звезды. С нейтральным символом машину было проще поставлять на экспорт.
Примеры буквенной индексации
Самые массовые буквы предназначались для распространенных модификаций:
- 21 Г – с форсированным мотором от популярной тогда «Победы»;
- М-21Б – с форсированным агрегатом для такси;
- 21А – такси на базе машины общего назначения;
- 21В – общего назначения.
Значительно реже встречались модификации, которые предназначались для внутреннего и внешних рынков;
- М-21Ю – для тропического климата;
- ГАЗ-21Н – экспортная с правым рулем;
- 21Е с автоматической коробкой передач.
Были разработаны даже ограниченным тиражом машины с мотором 80 л. с. (21К) и дизельным агрегатом фирмы Perkins, объемом 1620 кубических сантиметров. Точное количество дизельных машин неизвестно.
Машина выпускалась на заводе последовательно в трех генерациях. И все модификации даже трудно перечислить.
Заметные модификации
Самым заметным преобразованием стало исчезновение с аббревиатуры машины литеры «М». Вместо ГАЗ-М-21 осталось лаконичное название модели, поскольку завод получил свое современное название – «Горьковский автомобильный завод».
К 1965 году из продажи исчезли двухцветные модификации. Это было обусловлено высокой ценой за такую опцию – 270 рублей. Поэтому постепенно пестрые проспекты и улицы получили более спокойный окрас.
Одной из самых известных машин стала ГАЗ-21 1960 года выпуска с мотором 70 л. с. Автомобиль был подарен первому космонавту Юрию Гагарину. Черная машина получила отделку внутренних панелей небесно-голубого цвета. Постарались и местные сотрудники ГАИ. На автомобиле красовался симметричный номерной знак – 78-78 МОД.
Индивидуальная модель выделялась дополнительной хромированной отделкой некоторых кузовных деталей.
После гибели первого космонавта? машина некоторое время стояла во дворе дома, под стеклянным куполом, где ее и парковал владелец.