СССР
«Волга» ГАЗ-21: малоизвестные факты о модели
Марина Мерш

По своей популярности в свое время с ГАЗ-21 ни одна другая модель в СССР не могла сравниться. Только различных модификаций, разработанных для машины, было 32. Возникали даже сложности с их маркировкой – букв в алфавите всего 33.

Проблемы маркировки и Олень

Всего за время производства 21-й «Волги» были использованы 19 наиболее распространенных букв алфавита, как А, Е, К и другие.

Не использовались редкие буквы:

  • З
  • Ч;
  • Х;
  • Ы.

Также не задействована оказалась литера «О», которую во время печатных машинок можно было спутать с цифрой «ноль».

Разные модификации отличались по мощности двигателя, по типу коробки передач. Переустанавливалось местами также рулевое колесо.

При разработке еще прототипа ГАЗ-21 на макет впервые установили бегущего оленя. Этот символ еще с XVI века относился к символу Нижнего Новгорода. В итоге было принято решение перенести символ и на автомобили, выпускаемые на местном заводе.

Правда, «Волга» с индексом 21 не стала первой моделью со статуэткой оленя. Впервые на себя примерила ее модель ЗИМ ГАЗ-12. А на ГАЗ-21 олень перешел взамен пятиконечной звезды. С нейтральным символом машину было проще поставлять на экспорт.

Примеры буквенной индексации

Самые массовые буквы предназначались для распространенных модификаций:

  • 21 Г – с форсированным мотором от популярной тогда «Победы»;
  • М-21Б – с форсированным агрегатом для такси;
  • 21А – такси на базе машины общего назначения;
  • 21В – общего назначения.

Значительно реже встречались модификации, которые предназначались для внутреннего и внешних рынков;

  • М-21Ю – для тропического климата;
  • ГАЗ-21Н – экспортная с правым рулем;
  • 21Е с автоматической коробкой передач.

Были разработаны даже ограниченным тиражом машины с мотором 80 л. с. (21К) и дизельным агрегатом фирмы Perkins, объемом 1620 кубических сантиметров. Точное количество дизельных машин неизвестно.

Машина выпускалась на заводе последовательно в трех генерациях. И все модификации даже трудно перечислить.

Заметные модификации

Самым заметным преобразованием стало исчезновение с аббревиатуры машины литеры «М». Вместо ГАЗ-М-21 осталось лаконичное название модели, поскольку завод получил свое современное название – «Горьковский автомобильный завод».

К 1965 году из продажи исчезли двухцветные модификации. Это было обусловлено высокой ценой за такую опцию – 270 рублей. Поэтому постепенно пестрые проспекты и улицы получили более спокойный окрас.

Одной из самых известных машин стала ГАЗ-21 1960 года выпуска с мотором 70 л. с. Автомобиль был подарен первому космонавту Юрию Гагарину. Черная машина получила отделку внутренних панелей небесно-голубого цвета. Постарались и местные сотрудники ГАИ. На автомобиле красовался симметричный номерной знак – 78-78 МОД.

Индивидуальная модель выделялась дополнительной хромированной отделкой некоторых кузовных деталей.

После гибели первого космонавта? машина некоторое время стояла во дворе дома, под стеклянным куполом, где ее и парковал владелец.