ЗиЛ-4972 — не имеющих аналогов советский автомобиль
Комментарии: 1Несмотря на бытующее мнение, что в Советском Союзе создавались исключительно ненадежные грузовые автомобили, среди них встречались и по-настоящему уникальные модели, аналоги у которых отсутствуют до сих пор.
Ярким примером служит ЗиЛ-4972, характеризующийся отличной проходимостью и применением многочисленных нововведений технического характера.
История создания. Большая часть исследователей автомобильной промышленности советского периода придерживаются мнения, что появление идеи разработки вездехода «ЗиЛ» трехосной конструкции появилась уже после распада СССР, в 1992 году. В действительности работы над проектом начались в 1989 году, когда правительство страны заявило о необходимости создания специального автомобиля для поисково-спасательных нужд космической отрасли СССР, отличительной чертой которого становилась сверхпроходимость.
![16b2bd2908320ed63060171f6930841a_w650.jpg](https://static3.car.ru/uploaded/2021/10/27/16b2bd2908320ed63060171f6930841a_w650.jpg)
Первоначально модель планировалась как мелкосерийная, с объемом производства не более 300 единиц в год в разнообразных модификациях. Если бы страна не распалась, можно было бы с уверенностью говорить о том, что такое количество машин сошло бы с конвейера без особых проблем. Но все пошло не по плану.
Министерство энергетики Советского Союза также продемонстрировало заинтересованность перспективной моделью, с необходимостью поставки первых машин уже в 1990 году. Спустя два года подобные авто потребовались и МЧС РФ. Сотрудникам завода пришлось «напрячься», результатом чего стал выход следующих версий:
- ЗиЛ-497200 – для перевозки пассажиров;
- ЗиЛ-497201 – с портальным краном;
- ЗиЛ-497202 – с краном-манипулятором (кабина однорядная, манипулятор располагался сразу за ней);
- ЗиЛ-497204 – манипулятор располагался над задней осью;
- ЗиЛ-497205 – грузопассажирская версия с наличием крана-манипулятора.
Причиной рождения такого количества модификаций стало наличие сразу нескольких заказчиков. Основным местом использования автомобиля предполагалось сделать Крайний Север, космодром Байконур и труднопроходимую местность при добыче нефти и геологических разработках.
![8c937c617ff8af83bad3d33a89bac4db_w650.jpg](https://static3.car.ru/uploaded/2021/10/27/8c937c617ff8af83bad3d33a89bac4db_w650.jpg)
Особенности конструкции. ЗиЛ-4972 напоминает другие подобные машины только внешностью. Она имела «гражданскую» конструкцию, а в качестве силовой установки применялся двигатель ЗиЛ-645, мощностью 185 л.с., работавший в паре с 9-скоростной механической КПП.
Для увеличения проходимости, вездеход трехосной конструкции имел все характерные для этого устройства – раздаточную коробку, бортовые и колесные редукторы и карданные передачи. Для повышения управляемости у машины было сразу два гидравлических усилителя руля и обе оси сделаны поворотными. При движении вездехода по мягкой поверхности, задние колеса двигались четко по следу передних, что увеличивало проходимость.
![6c467d4a81fb65279832d31c64e7d7ec_w650.jpg](https://static3.car.ru/uploaded/2021/10/27/6c467d4a81fb65279832d31c64e7d7ec_w650.jpg)
Добавочное оборудование. Машина Оснащалась предпусковым подогревателем, лебедкой и электрофакельным устройством. В пассажирском отсеке устанавливалась плита для приготовления пищи и отдельный отопитель.
Еще одной особенностью машины становилось наличие двух электросистем: 12/24В для обеспечения электричеством мотора и 24В для всех остальных потребителей. Питание каждой осуществлялось двумя отдельными АКБ.
Несмотря на всю практичность данного автомобиля, в серийное производство запустить его так и не удалось – последние версии вездехода появились в 1999 году.
![99cc53f16437bc23e9ec7e67b5d87942_w650.jpg](https://static3.car.ru/uploaded/2021/10/30/99cc53f16437bc23e9ec7e67b5d87942_w650.jpg)
Наибольшая скорость транспорта составляла 82.4 км/час. До отметки 60 км/час он мог разгоняться за 31.3 секунды. Так как основной упор делали на проходимость, в ходе разработки повышенное внимание уделялось соответствующим параметрам. Так, угол поперечной статической устойчивости составлял 39 градусов.
Во время движения по сухой бетонной дороге на скорости 50 км/час транспорт расходовал 25 литров на 100 км, что было экономично для его класса. Запас хода с учетом емкости топливного бака составлял 1000 км. У серийной модели предусматривалась стандартная тормозная система, но здесь задействовали иной принцип. Так, в основе использовали тормозные механизмы, которые устанавливались в самой трансмиссии транспорта.
![8aa9ada44dab2c3fe5e452d5f9de12f9_w650.jpg](https://static3.car.ru/uploaded/2021/10/30/8aa9ada44dab2c3fe5e452d5f9de12f9_w650.jpg)
От мостов в автомобиле решили отказаться. Поэтому для каждого колеса удалось добиться независимой подвески, которая состояла из торсионов. дорожный просвет построенного вездехода достигал 47.5 см. В кабине предусматривалось 3 посадочных места, а в грузопассажирском отсеке - от 8 до 12.
- 62
- 0
- 3
- 4
- 2
![как найти car.ru](https://static3.car.ru/img/ya.gif)
Мощная была для своего времени техника