Какой тягач в СССР прозвали «Месть за Сталина»
Комментарии: 14Слава может быть доброй или дурной. Однако, встречаются и такие случаи, когда она бывает неоднозначной. Именно такая судьба настигла одну из самых спорных советских моделей в сегменте грузовых автомобилей – Колхиду. Несмотря на свою неоднозначность и многочисленные шутки в сторону конструкции, многие экземпляры данной модели всё ещё остаются на ходу в разных уголках мира. Рассмотрим, как проводился выпуск данного грузовика, и какая судьба постигла его в будущем.
Главный грузовик Кутаисского автомобильного завода Колхида получил в свою сторону большое количество шуток – месть за Сталина, гордость Грузии-горе России, нет зверя страшнее рыси и тягача из Кутаиси. Автомобиль создавали специально для народного хозяйства, в первую очередь для колхозов. Назвать его решили в честь исторической области в Причерноморье. В конструкции применялось очень много интересных технических решений, но грузовик имел один недостаток – плохая сборка, слабый агрегат, который очень часто перегревался и выходил из строя.
На самом предприятии, где проводилась сборка данного грузовика, было сделано много открытий. К примеру, именно здесь разработали первый бескапотный грузовик в СССР. Интересно, что изначально завод занимался выпуском комплектующих для других советских предприятий. История завода начинается в апреле 1945 г., когда заложили первый камень на месте строительства. Первый цех запустили в работу в 1947-м году. До 1950 года Кутаисский автомобильный завод расширялся и усложнял производство внутри. Предприятию пришлось пройти большой путь развития от выпуска простых деталей до разработки собственных коробок передач. В 1951-м году был собран первый цельный автомобиль. Им стала модель ЗИС-150.
Уже в апреле 1948 г. на Кутаисском автомобильном заводе приступил к работе конструкторско-экспериментальный отдел. К сожалению, после распада Советского Союза выпуск продукции резко обрушился. В 1993-м году предприятие сумело собрать только 650 грузовиков.
Максимальная скорость Колхиды составляла всего 65 километров в час. При этом транспорт на 100 км потреблял 50 л топлива. Совсем плохими были проходимость и управляемость. Главным преимуществом данного грузовика была только просторная кабина.
Интересно, что грузовой автомобиль несколько раз проходил обновления и модернизацию в целях улучшения качества сборки, однако, даже это не сумело спасти ситуацию. Силовой агрегат автомобиль получил по наследству от ЗИЛа. Это был шестицилиндровый двигатель, объемом 5,5 литра, мощность которого составляла 110 лошадиных сил. Для седельного тягача, который не отличался хорошей аэродинамикой, такая установка была очень слабой.
Все водители, которым посчастливилось управлять данным грузовиком, знают о многочисленных недостатках. Управлять таким транспортом было довольно трудно. Хорошо, если удавалось проехать хотя бы 10 км без аварий и повреждений транспорта. Двигатель в конструкции мог перегреваться даже зимой, а тормозная система у модели была довольно слабая. Чаще всего водители, которые получали данные грузовики, занимались их самостоятельной доработкой. В первую очередь переделывали рулевое управление. Заменяли все стальные втулки на латунные.
Стоит отдать должное объему грузоперевозок данного транспорта, несмотря на все недостатки. В истории можно было встретить и такие переделки, которые не уступали лучшим образцам отечественного автопрома. На них водители колесили по всему Советскому Союзу и зарабатывали хорошие деньги.
В 1993 году было выпущено только 650 грузовых автомобилей. Но даже в тяжелых экономических условиях на предприятии все еще функционировал конструкторский отдел. Специалисты на заводе сумели доработать трансмиссию у грузовых автомобилей. Через несколько лет пошли первые разговоры о приватизации компании. Однако КАЗ так и не договорился о сделке с General Motors.
В 2010-х годах КАЗ пытался сотрудничать с иностранными предприятиями, в числе которых был MAN, Харьковский тракторный завод и Mahindra. С начала 2010 года многие производственные площадки КАЗ простаивали.
Цеха начали разрушаться и зарастать сорняками. В результате остатки предприятия выкупили компании из Объединенных Арабских Эмиратов и Китая. Последний не стал вывозить сборочные линии, а организовал выпуск комплектующих для собственных предприятий. В 2019 году персонал завода составлял всего 190 сотрудников.
Итог. В Советском Союзе был неоднозначный по конструкции и особенностям работы грузовой автомобиль – Колхида. Он получил большое количество обидных прозвищ, но был широко распространён в Советском Союзе.
- 275
- 51
- 17
- 28
- 79
Не знал даже о таких подробностях
Я два раза за всю жизнь его видел, в Киеве и Свердловске(ныне Екатеринбург), больше я его нигнне встречал, видимо настолько он был распространен в СССР.
Автор! Определись! МАЗ или КОЛХИДА первый в СССР безкапотный тягачь
Бред статья,работал на Каз 608,если и ломалось что то,то не чаще чем на других авто,за то когда едишь в рейс,да ещё со снабженцем и на ночёвку останавливаешся,то водители ЗИЛов завидовали
ещё одно название: КАВКАЗСКИЙ ГОРНЫЙ ТЯГАЧ , как увидел гору сразу плач .
Про 10 км без поломок и аварий конечно враки наглые...
Вообще-то,не жаль данную модель грузовика,жаль что пропал легендарный автозавод ,,ЗИЛ".А всё по тому что находился в Москве,так же как и ,, АЗЛК",где стоимость земли всё перекрывает.Так стоит ли связываться с Москвой, может просто просить ,,бабло,(общак),которое они тратят на свои нужды (дороги,метро,Сити и т.д.)
Да дело в то время до этого грузовика некому не было.Надо было что бы в Грузии были рабочие места,вот они и сделали,но кто видел во времена СССР грузина на заводе?Вот откуда такой грузовик.
Первые 133-и оснащались понижающим редуктором (раздаткой).
Довелось трудиться и на 606-й и на 608-й моделях. 1-я это действительно очень большая недоработка, а вот ко второй у меня почти нет нареканий. Плохо, что в морозы мёрзли ноги и плохо работал привод сцепления. Этот гидропривод многие (и я в том числе) переделывали на механический и тогда это был классный автомобиль.
На 606-й модели надо было снимать кабину, чтобы заменить двигатель.
Был когда-то старый анекдот. Подходит как-то японец к 24-ке. Похлопал по капоту, заглянул в салон и говорит: " "Уже не трактор, но ещё и не машина".)
Текст о "Колхиде" написан явно тем человеком, который не знает эту машину. В основе своей эта машина комплектовалась "зиловским" двигателем V8 с маркировкой ЗИЛ-508.10 мощностью 150 л.с. и эксплуатацинным пробегом до капитального ремонта в 300 тыс.км. С этим двигателем максимальная скорость "Колхиды" составляла 85 км.ч. Почему не 100, как у ЗИЛа? Очень просто. В планетарке заднего моста тягача было на два зуба больше чем в планетарке ЗИЛа. Специально для усиления тяговых функций. Воздушные тормоза у "Колхиды" были тоже весьма надёжными. Более мощными тормозами на на время обладал только военный грузовик "Урал". Рулевая система "Колхиды" была оборудована гидроусилителем руля, поэтому управлять машиной можно было двумя пальцами одной руки. Отвратительным было только одно. Система переключения передач с крайне неудобной для водителя кулисой. Вот здесь действительно жесть. Включить после первой вторую передачу, это надо было подумать. Ненамного легче было з третьей перейти на четвертую... Кто ездил, тот знает... Однозначно плохо было и в вопросах проходимости, особенно, когда машина была сильно нагружена. Одна ведущая ось
на две ведомые, при этом без блокировки моста, на стройках этого было слишком мало. Часто приходилось вытаскивать буквально волоком из грязи. А теперь, главное. Благодаря этой машине были построено очень много жилых и промышленных объектов во времена СССР. Эта машина настоящая трудяга. До рождения "КАМАЗа", настоящий лидер грузовых перевозок... Вот так, ребята ...
Хороший автомобиль, кабина шикарная, переделали рулевое, передние рессоры гуляли тк было от газика в резинках, двигатель поставили от новой калхиды сельхозника, ямз 645 дизель 6 цилиндров, коробка маз 200, гоняли с прицепом по 120кмчас. Печку дороботали и ок. Супер машина из запчастей.
Но руки нужно золотые иметь.