Единственный и неповторимый ЗИЛ‑135Ш: Ему доверили лунную ракету

Комментарии: 2

В течение многих лет Специальное конструкторское бюро Завода имени Лихачева занималось разработкой техники сверхвысокой проходимости.

Главным заказчиком машин такого рода становилось министерство обороны, но затем начали подключаться и другие ведомства. Например, в середине 60-х годов был дан старт сотрудничества ЗИЛ с предприятиями космической отрасли. Одним из самых интересных его результатов стал вездеход-транспортер ЗИЛ-135Ш.

Альтернативная доставка ракет. К середине 60-х годов советская программа по освоению космоса столкнулась с некоторыми проблемами, имеющими отношение к логистике. Постройка космических ракет осуществлялась на заводе прогресс в г. Куйбышев (сейчас Самара). Затем они в разобранном виде доставлялись по железной дороге на космодром Байконур, где производилась их окончательная сборка и подготовка к запуску.

 

Пока речь велась о ракетах-носителях, основой для которых послужили ракеты Р-7, но уже производилась разработка лунной ракеты Н-1, отличительной чертой которой стали увеличенные размеры. Это послужило причиной возникновения проблем с доставкой ее на космодром.

При рассмотрении альтернативных вариантов железнодорожного транспорта, специалисты ОКБ-1, во главе с С.П.Королевым, предложили оригинальный вариант доставки агрегатов ракет на Байконур. Постройку планировалось выполнять в Куйбышеве, затем на специальной барже ракета перевозилась по Волге и Каспийскому морю до г. Гурьев (сейчас – Атырау, Казахстан). Там уже планировалось применение специальной техники для доставки ракет в конечный пункт назначения. Чтобы реализовать такой проект, потребовалось создать особую баржу и наземный транспорт, сложности заключались в том, что отдельные детали ракеты могли достигать веса в 20-25 тонн.

Разработка. Группа инженеров ОКБ-1 во главе с В.П.Петровым сформировали примерный облик будущего транспортера и сделали несколько важнейших предложений. Например, для того, чтобы обеспечить машине должную степень маневренности и подвижности, на нее потребовалось установить ориентируемые колеса, аналогичные используемым на шасси самолетов. Требуемые характеристики, с учетом проходимости казахских степей, можно было получить исключительно при диаметре колес не менее полутора метров.

После формирования проекта, ОКБ-1 начало поиск исполнителя. Отказались от настолько сложного проекта практически все, за исключением СКБ ЗИЛ, во главе которого тогда стоял В.А.Грачев. Он выразил готовность создания транспортного средства, способного перевозить детали, весом до 100 тонн, благодаря чему можно было полностью перевозить вторую и третью ступень ракеты Н-1. Более габаритную первую разбирали всего на три части. На перевозку 1 ракеты уходило всего 5-6 рейсов транспортера, по сравнению с ж/д транспортом это было намного выгоднее.

Технические характеристики. Было предложено строительство машины с грузовой площадкой размером 10,8х21,1 м. Ходовая часть была сделана в виде конструкции с 8 осями, колесная формула которой составляла 32х32. Колеса были установлены попарно на поворотных стойках, помещавшихся по 4 штуки на каждом углу. За счет этого машина получала высочайшую степень маневренности.

Главными источниками деталей стали вездеходы семейства ЗИЛ-135. К примеру, электрическая трансмиссия основывалась на агрегатах вездехода ЗИЛ-135Э. Отдельные устройства были взяты у самолета ИЛ-18, но в проекте это отражено не было. Основой опытной машины стала рама сложной формы. Ее передняя и задняя части были выполнены прямоугольными.

В качестве силовой установки использовались ЗИЛ-375Я, мощностью по 375 л.с., первый из которых располагался в передней части, второй в задней. Передний двигатель соединили с электрогенератором ГЭТ-120, мощностью 120 кВт, являвшимся основой электрической трансмиссии. Второй двигатель комплектовался гидромеханической передачей, связанной с задним ведущим мостом.
Основным мотором считался передний, второй же применялся в некоторых ситуациях для увеличения общей мощности машины.

При движении по шоссе ЗИЛ-135Ш мог развивать скорость 60 км/час. Средняя скорость на хорошей дороге была в 2 раза меньше. За весь период испытаний техника проехала почти 1000 км. На всех поверхностях вездеход держался уверенно.

Одной из задач проводимых испытаний стала проверка оригинальной автоматизированной системы управления колесами передних стоек. Несмотря на тяжелые условия эксплуатации, аппаратура сумела справиться с возложенными на нее функциями.

Проводимые испытания завершились успешно. Все технологии, которые применялись в данном проекте, могли использоваться на этапе создания полноразмерного транспортера. В планах было подготовить всю необходимую документацию и приступить к подготовке к производству.

Развитие шло полным ходом, но новый руководитель космической группы В.П. Мишин стал еще больше сомневаться в необходимости создания логистической системы для перевозки ракет на Байконур. Несмотря на все преимущества, перевозка ракет сопровождалась риском. Помимо этого, проект транспортера оказался слишком дорогим и сложным. Поэтому в 1967 году приняли решение отказаться от новых транспортных средств необычного типа.

Заключение. После завершения испытаний, от этого типа транспортных средств отказались, и доставку деталей снова организовали по железной дороге.

оцените материал
  • 👍
    102
  • 😄
    7
  • 😲
    4
  • 😡
    14
  • 😥
    15
как найти car.ru
Просмотров: 266676   |   Источник: car.ru   |   Автор:
Комментарии 2
  • Рудик
    Рудик #
    Ответить

    В советские времена такие разработки были, что диву даешься

  • kydykdjumanov
    kydykdjumanov #
    Ответить

    В советское время бензин стоил копейки, ездил на планете 3 и никогда, повторяю никогда бензин не покупал, попросишь у шоферов, даст шланг, ведро и автол.

: