Падали, но поднимались: как менялся российский авторынок в период 2006–2017 гг.

Комментарии: 3

Ничто в этом мире не статично. И автомобильный рынок, в том числе российский, - не исключение. Какие изменения он претерпевал в период с 2006-го по 2017-й включительно? Аналитики CAR.RU разобрались в вопросе.

Падали, но поднимались: как менялся российский авторынок в период 2006–2017 гг.

Автомобильный рынок - определённый организм, живущий, соответственно, по своим собственным законам. Это очевидный факт. Но не менее понятно и то, что его состояние зависит от целого ряда обуславливающих факторов. Среди них есть как вполне естественные, так и искусственные. 2015 год - тот период, когда российский авторынок оказался скорее мёртв, нежели жив. Что-то типа «коматозного» состояния наступило. И это всё стало более чем закономерным итогом следующего: рубль начал обваливаться, цены на нефть обновляли абсолютные минимумы, словно «чёрное золото» и не «золото» вовсе, шли вниз, причём очень очевидно, и реальные доходы населения. Тут уж, как понимаете, не до нового автомобиля.

Мы сразу заговорили о плохом, однако важно отметить вот какой момент. Если 2015-й год стал самым-самым неблагоприятным для российского авторынка, то вот 2012-й, напротив, выдался рекордным. Три года - даже и меньше - и такой диссонанс! Тогда, в 2012-м году, казалось всем и каждому, что «сытым» временам никуда не деться. Впрочем, уже в 2013-м оптимизма поубавилось: экономика начала «проседать». Безусловно, 2013-й год не принёс ощущение «пожара» в экономическом секторе, но запах «пригоревшего» уже начал ощущаться. Как итог - продажи новых машин по результатам 2013-го снизились на 5 процентов (продано оказалось 2 777 447 единиц).

 

И вот «постучался» 2014-й год. Не будем уточнять в связи с какими событиями, но экономика страны, где-то с конца февраля или начала марта, стала не просто снижаться, падать, а резко обваливаться. В крутое пике пошёл и авторынок. Смотрите сами: апрель - продажи упали на 8 %, май - минус 12 % уже, июнь - все 17,3 % на понижение. Грустно, досадно, Но ничего не поделаешь. Лето и без того не является жаркой порой с точки зрения покупательской активности в автомобильной сфере, а тут вообще по итогам августа имели минус 25,8 %. При таком раскладе уже совершенно точно перестала необходимость быть профессором экономики, чтобы понять одно: дело плохо. Осенью, вроде бы, всё выглядело уже куда симпатичнее, но пришла зима. Рубль пробил самое дно, население бросилось скупать всё, что попадалось под руку: от пятого телевизора до нового автомобиля. Автомобиля, который так-то им может и не нужен был срочно, но в данной ситуации лучше было обменять рубли, рисковавшие стать бумажками если не сегодня, то завтра, на реальный продукт. Именно такой «нездоровый» ажиотаж позволили авторынку выйти по итогам декабря в незначительный плюс (2,6 %).

Январь 2015-го закономерно не принёс ничего обнадёживающего. Все, кто хотели и могли приобрести новое авто, сделали это. А цены поползли ещё активнее вверх. Неудивительно, что по окончании марта аналитики зафиксировали просто невероятные минус 42,5 %. Кстати, тогда же авторынок покинули и «Опель» с «Шевроле». Лишнее доказательство того, что худший сценарий уже воплотился на 101 %. По итогу 2015 года оказалось реализовано только лишь 1 601 216 новых авто. Логично, что так и тянет сопоставить минимум с максимумом. Так вот: по итогу того самого наиприятнейшего 2012-го года было продано 2 935 111 автомобилей. Гигантская разница.

Статистика продаж новых авто на российском рынке (за последние 12 лет, в шт.):

2006 1008826
2007 1645630
2008 2080818
2009 1465917
2010 1910573
2011 2653408
2012 2935111
2013 2777447
2014 2491404
2015 1601216
2016 1425791
2017 1595737
2018 ???

2016-й прошёл примерно в идентичном ключе, но минус, правда, так сильно уже не шокировал (максимум - минус 29,1 % в январе). И о чудо, в ноябре рынок вышел в плюс! Хоть на 0,6 %, но в плюс! Зафиксируем это где-нибудь у себя. Поворотная точка всё же. Тем не менее, чистые продажи новых авто в количественном выражении всё же оказались даже меньше, нежели годом ранее: 1 425 791 машин, что на 11% ниже итогов 2015 года.

Российский рынок автомобилей в 2017 году «реанимировался». Очевидно, что ему в этом помогло и государство. В итоге показан был вселяющий здоровый оптимизм результат. Так, всего с начала года продано оказалось 1 595 737 машин, а это, между прочим, сразу на 11,9 % выше значений 2016-го.

Любой рост сам по себе - уже приятность. Вот только продолжится ли тенденция поступательного выправления ситуации, связанной с авторынком России? Скорее да, чем нет. Однако повышение утилизационного сбора, сокращение программ господдержки (35 млрд рублей выделили на этот год из бюджета, а не 64 млрд рублей) - это нельзя назвать хорошими новостями. Но рост, несмотря на всё это, будет. Примерно на 10 %. Возможно, повыше (до 15 %). Нет предпосылок, важно сказать, к изменению структуры спроса. Ожидаем, что примерно 80 % продаж выпадет на долю так называемого массового сегмента. Однако, как нам кажется, ослабление роли правительства в «воскрешении» авторынка всё же преждевременно. Хотелось бы ошибаться.

Так как же менялся «ландшафт» российского авторынка в период 2006-2017 гг., если уж в самой «шапке» мы заявили именно об этом вопросе и стремлении дать на него ответ? Всего за этот временной отрезок покупателя нашли приблизительно 25 млн новых легковых автомобилей. Из них несомненная пальма первенства принадлежит отечественной «Лада», далее же следует «Шевроле», а трио замыкает «Хёндэ». Четвёртые и пятые - «Рено» и «Киа» соответственно. Последние десять лет - это ещё и расцвет присутствия корейских авто на российском рынке. В условиях ухода «Шевроле», понятное дело, их позиции ещё заметнее укрепились. Нескончаемый рост демонстрируют и продажи автомобилей класса SUV (свыше чем в 2,5 раза за всё те же 12 лет). А вот доля наших машин, «Лады» и им подобные, сократилась напротив. Причём вдвое - с 42 % до 21 %.

Заметьте, что, если обратиться к данным таблицы, 2009-й тоже оказался не слишком "плодороден" с точки зрения продаж новых авто. И виной всему - мировой финансово-экономический кризис, докатившийся и до нас. Да, он бушевал уже в 2008-м, однако именно в 2009-м россияне ощутили все тяготы стагфляции. Под этим термином экономисты понимают ситуация, в которой экономический спад и депрессивное состояние экономики (стагнация и рост безработицы) сочетаются с ростом цен - инфляцией.

Итак, резюмируя вышесказанное. «Потопление» российского авторынка, имевшее место быть последние годы, похоже, отступает. Рынок медленно, но верно ползёт вверх. И пока что нет оснований полагать, что в этом отношении можно ждать каких-либо изменений. Вектор задан - осталось только продолжать набирать обороты. Впрочем, как нами уже было отмечено в самом дебюте, авторынок живёт по определённым законам. И не всегда он «пляшет» под воздействием естественных факторов.

Видеобонус: что говорили эксперты AEB относительно прогнозов по российскому авторынку в начале 2015-го года - одного из самых, если не самого, "противного" с точки зрения продаж новых машин.

оцените материал
  • 👍
    0
  • 😄
    0
  • 😲
    0
  • 😡
    0
  • 😥
    0
как найти car.ru
Просмотров: 40080   |   Источник: car.ru   |   Автор:
Комментарии 3
  • Странник
    Странник #
    Ответить

    Не знаю. Не особо я в 15 году ощутил кризис. Год как год

  • ВеЗунЧиК
    ВеЗунЧиК #
    Ответить

    О дааааа!!!! 15 год был жопой

  • Mr nobody
    Mr nobody #
    Ответить

    Ну не знаю. Я по версии этих кризисных годов, вообще норм себя чувствовал. К слову, за 15 год 3 новых тачки поменял

: