Запорожец — первый трактор в СССР

Комментарии: 1

С названием «Запорожец» у многих возникают ассоциации, связанные с известным транспортным средством, которое является героем многих анекдотов. Мало кто знает, что в истории автомобилестроения с таким названием существовал и трактор. Интересно, что он же и является первенцем советской тракторной промышленности.

Запорожец — первый трактор в СССР

Конструкция первого в мире Запорожца была очень простая. В задней части было всего одно колесо. О коробке передач не шло никакой речи. Кроме того, здесь отсутствовала система зажигания, а из органов управления предусматривался только руль и рычаг сцепления.

Однако, было здесь одно интересное приспособление - кран для подачи воды. Она проходила в цилиндр силовой установки. Мотор здесь стоял одноцилиндровый, двухтактный. Его мощность составляла 12 л.с., а в системе предусматривалось термосифонное охлаждение. В качестве топлива применялась обычная сырая нефть, а вместо системы зажигания стояла калильная головка.

Перед тем, как запустить двигатель, головку грели при помощи внешнего источника тепла. И здесь можно было использовать различные варианты, в том числе и паяльную лампу. После того, как она накалялась, можно было раскручивать маховик и заставлять мотор работать. Кроме нефти, в цилиндр шла и обычная вода. Она была необходима в системе, чтобы регулировать момент вспышки. Трактор имел только одну скорость вперед и одну назад - 3.6 км/ч.

Если верить описанию транспорта, в то время, на вспашку одной десятины уходило полтора пуда нефти и 5 ведер воды. Десятина на наш лад - немного больше одного гектара, пуд - 16.4 кг, ведро -12.23 литра. Получается, что на литр нефти уходило около 3 литров воды.

Запорожец — первый трактор в СССР 3

 

Можно сказать, что это был почти стационарный двигатель. О транспортной силовой установке речи не шло. Однако, у конструкторов в те времена не было особого выбора по мощности и возможностям. Заметим, что в разработке Запорожца принимали участие и конструкторы, и рабочие. Поэтому трактор можно назвать продуктом коллективной деятельности. Главным параметром было то, что транспорт легко чинился в полевых условиях. В конструкции не предусматривались подшипники. Вместо них стояли втулки из бронзы. Накладки муфты сцепления изготавливались из кожи.

Запорожец — первый трактор в СССР 4

Экспериментальный образец запустили еще в 1922 году. В полях трактор показал себя успешно. Через некоторое время вождю пролетариата в качестве подарка направили образец трактора Запорожец. По плану, завод должен был производить до 300 тракторов за 1 год. Производство нельзя назвать массовым, но для того времени оно было крупным. Возможно, данный проект мог бы получиться, если бы через пару лет не прикрыли НЭП. Нет точных данных о том, сколько было произведено тракторов. Есть информация, что это было 360 единиц, а другие говорят, что и этого не было.

Запорожец — первый трактор в СССР 5

Итог. Первым в мире Запорожцем был трактор. Он имел элементарную конструкцию, но нашел высокий спрос в сельском хозяйстве. Проект изначально имел перспективы, но так и не смог выйти в массовое производство.

Запорожец — первый трактор в СССР 6
оцените материал
  • 👍
    7
  • 😄
    0
  • 😲
    1
  • 😡
    0
  • 😥
    0
как найти car.ru
Просмотров: 25384   |   Источник: car.ru   |   Автор:
Комментарии 1
  • Рудик
    Рудик #
    Ответить

    Я думал что раньше 40х годов технику и не делали

: